Гадание у ворот
В полночь девушка должна подойти к воротам и проговорить: «Залай, залай, собачонка! Залай, серый волчок! Где залает собачонка, там мой суженый живет». Откуда после этих слов послышится собачий лай, там и найдет гадавшая свое счастье. А чем глуше будет лаять собака, тем дальше от ее дома жених проживает. При этом, если лай будет громким и заливистым — суженый окажется молодым, а если хриплый пес залает — наверняка за старика замуж выходить придется.
Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
Гадание на снегу
Еще вечерком девушки гадали на снегу. Если хочешь узнать характер будущего мужа, выйди поздно вечером во двор и ложись навзничь в снег.
Если наутро след гладким останется — муж будет покладистым и добрым, а если место будет иссечено — драчливым и вздорным. Гадание на поленице Гадающие, зажмурясь и пятясь задом, подходят к поленице и не глядя вытаскивают из нее по полену. Гладкое, толстое, без изъянов и сучков — мужа богатого, красивого и доброго сулит, ободранное — нуждающегося, без коры — бедного, сучковатое — злого, а корявое или треснувшее на физические недостатки будущего супруга намекает.
В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.
Гадание под окном
В полночь гадающие девушки садятся у окна и по очереди говорят: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо моего окошка!» Если после этих слов под окном проедет веселая компания, проскачет тройка, колокольчиками позванивая, или промчится всадник с лихим присвистом — быть замужеству счастливому, а жизни веселой и сытой.
Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.
Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.
Гадание на курице
Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.
Курицу или петуха, сняв с насеста, приносят в комнату, где на полу заранее приготовлены в трех углах вода, хлеб, золотые и серебряные кольца, серьги и пр. Птицу пускают на пол и смотрят, какую из вещей она клюнет, за что примется прежде всего. За воду — год пройдет безрадостно и бедно, за хлеб — разбогатеешь, а если клюнет кольцо, то та из гадающих девушек, которой оно принадлежит, выйдет замуж в этом году.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Во время Святок молодежь ходит по курятникам и, зажмурив глаза, снимает с насеста первую попавшуюся курицу, выносит ее на свет и по окраске ее перьев судит о цвете волос суженой или суженого. Иногда на середину комнаты выпускают петуха и курицу: если петух ходит гордо и пощипывает курицу, то муж будет сердитый, если же курица храбрится и дает отпор, то это знак того, что жена будет одерживать верх над мужем.
Ярый воск топили
Раньше вечерком девушки гадали этим способом. Растопленный воск, олово или свинец льют в воду и по застывшим фигурам гадают о своем жребии, счастье, несчастье, урожае или голоде.
Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
Песенки подблюдны
Во время святочных вечеров одним из самых распространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»).
После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.
Гадание зеркалах
Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.
Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»
Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей.
Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»
Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.
Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня!
чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света.
Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.
Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.
Источники:Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.
Берутся два зеркала – больших и желательно равной величины, устанавливаются друг против друга, освещаются двумя свечами. Лучше всего установить зеркала так, чтобы в одном из зеркал образовался длинный коридор, озаренный светом свечей. Гадающий должен остаться либо совсем один, либо с какой-то заинтересованной подругой.
Гадание на зеркале должно всегда проводиться в одиночестве, в тишине и молчании.
Чтобы гадание было успешным, девушка распускает волосы, снимает нательный крестик, пояс и развязывает все узлы на платье. В темной комнате ставят на стол зеркало и перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка смотрит через свечу в зеркало и видит там своего суженого. Когда она скажет: «Чур меня», видение исчезнет.
При другом способе ставят два зеркала одно напротив другого и садятся между ними. Перед одним из зеркал устанавливают две свечи. Образуется длинный коридор из зеркал, освещенных огнями, в глубину этого коридора и нужно смотреть. Через некоторое время зеркала начнут затуманиваться, огни сделаются более тусклыми, и гадающая увидит в конце коридора свою судьбу.
Так же, как и в первом случае, необходимо вовремя «зачураться», иначе гадание может плохо кончиться. Иногда для безопасности берут с собой в комнату петуха, который своим криком сможет отогнать дьявольское видение. Гадание на картах Когда на картах выпадает что-то плохое, надо сказать гадающему: «Спасибо»,- чтобы не сбылось.
https://www.youtube.com/watch?v=ytabout
Теперь вы знаете старинные русские гадания.