Курс «Еврейское Таро – ключ к успеху»

Еврейское Таро

Старшие Арканы

Старшие арканы Еврейского Таро связаны с сюжетами и персонажами Танаха (Ветхого Завета). В них привычные образы Таро предстают подчас с неожиданной стороны, однако глубокое изучение темы открывает, что многие из этих сюжетов стояли у истоков Таро изначально, еще прежде, чем бурный поток разнообразных авторских колод совершенно размыл всякие рамки канона.

Вдумчивый практик Таро откроет для себя, как гармонично и целостно соединяются в этих арканах толковательные значения с каббалистическими соответствиями дереву сфирот и буквам еврейского алфавита. В свою очередь стихии, планеты и знаки Зодиака, традиционно связываемые с этими буквами, также нашли здесь свое отражение.

Автор колоды “Еврейское Таро”: Бецалэль Ариэли

Художник: Йосеф Иорданишвили

Вопрос о запрете гадания [↑]

Сказано в Торе (Дварим 18, 13): «Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим».

Но есть ли в Торе прямой запрет на гадание и является ли «признаком» порочности перед Всевышним то, что человек гадает, пытаясь узнать свою судьбу и изменить её в лучшую (в хорошем смысле слова) сторону, исправить свои ошибки, увидеть их, измениться духовно и т.п.?

Действительно, возникает вопрос: разве будет плохо от того, что человек взглянет на свою судьбу и увидит последствия своих деяний, и исправится? Разве может такое быть неугодно Всевышнему?

Курс «Еврейское Таро – ключ к успеху»

Великие пророки имели право предсказывать. Также есть разрешение на процедуру с урим-ве-тумим — фрагментов облачения первосвященника — с помощью которой узнавали ответ на жизненно важный для всего народа вопрос. Если только они имеют право предсказывать, то чем отличается любой другой предсказатель/гадатель, при условии, что он будет праведным и чистым перед Всевышним?

Дух Божий

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и хаотична, и тьма над бездной, и дух Божий витал над поверхностью воды» (Берешит 1:1-2).

На этой карте мы видим дух Божий, простирающий свои крылья над океаном, в форме первой буквы еврейского алфавита – Алеф. Он выражает начало творения, свободу и легкость, характерные для того, чей потенциал еще не воплотился ни в каких конкретных формах. Далее, как известно, Бог создал свет и отделил его от тьмы. На первой карте «Еврейского Таро» крылья духа разделяют между светом и тьмой. В таком значении каббалисты обычно понимали форму буквы Алеф.

Источник запрета в Торе [↑]

На первый взгляд этот стих ни словом не упоминает запрет гадания. В нём лишь сформулировано требование быть непорочным (тамим), и в простом смысле речь здесь идёт о непорочности в поступках. Если так, то, действительно, что порочного в том, что человек хочет узнать своё будущее?

Однако известно: чтобы полностью понять смысл стиха Торы, надо рассмотреть его в контексте. Без этого понять его невозможно. Поэтому, чтобы понять смысл приведённого стиха, нам следует рассмотреть его в контексте.

«Когда ты войдёшь в землю, которую Господь, Б-г твой, даёт тебе, то не научись делать мерзости, какие делали народы те. Да не найдётся у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, Ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мёртвых…».

Вслед за этими стихами и сказано (там же, 13): «Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим».

Итак, из контекста этого стиха ясно, что требование «непорочности» связано с запретом любых видов гадания для евреев.

Курс «Еврейское Таро – ключ к успеху»

Об этом же говорит Талмуд (трактат Псахим, 103 б): «Откуда [известно], что не спрашивают у звездочётов? Из того, что сказано: “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим”».

Так же постановляет Шулхан Арух (Йорэ Дэа 119, а): «Не спрашивают ни у звездочётов, ни у [иных] предсказателей судьбы. Потому что сказано: “Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим”». Далее Шулхан Арух добавляет: «И тем более запрещено спрашивать колдунов, и гадателей, и ворожей».

Итак, мы выяснили, что есть запрет Торы обращаться к гадателям, звездочетам и пр., и также установлено в кодексах Еврейских закона. Но следует теперь попытаться понять, в чем идея этого запрета.

Шхина

«Шхина» в Танахе – это присутствие Бога в сотворенном мире. Каббалисты рассматривают Шхину как женскую ипостась Бога. Здесь она предстает сидящей в мистическом храме меж двух колонн и держащей свиток Торы. Платье ее украшено алфавитом ангелов, сохранившемся в традиции. Именно Шхина присматривает за сотворенным миром и осуществляет надзор над созданиями. Она наделена качествами покровительства и в этом аспекте может представлять материнство, будучи великой Матерью всего живого.

В чем смысл запрета [↑]

Вернемся к стиху Торы. Исходя из контекста, Раши объясняет этот стих следующим образом: «Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим — ходи пред Ним непорочно, и полагайся на Него, и не выведывай будущего, но всё, что произойдёт с тобой, принимай непорочно».

В соответствии с этим толкованием, стих требует от нас совершенства (непорочности) в уповании (качество битахон; поэтому сказано «Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим», а не просто «будь непорочен»). Человек должен полностью полагаться на Всевышнего и знать: всё, что произойдёт с ним, — к лучшему, ведь все от Творца.

Читать про гадание:  Лучшие старинные русские гадания

Курс «Еврейское Таро – ключ к успеху»

Это одна из основ жизни человека — приучить себя думать: всё, что происходит — от Всевышнего, Который желает его блага.

Это можно уподобить человеку, который едет в автобусе по незнакомому ему маршруту с опытным водителем. Пассажир видит, что водитель иногда поворачивает направо, иногда налево. Иногда он даже разворачивается и едет в противоположном направлении. Пассажир не будет спрашивать водителя на каждом повороте, почему тот повернул туда и по какой причине — сюда. Потому что он знает: это опытный водитель, который прекрасно знает маршрут и везёт его туда, куда ему, пассажиру, надо.

Каждый человек должен видеть себя как будто он пассажир, мир — это шоссе, а водитель — Всевышний. Поскольку мы знаем, что у нас лучший в мире Водитель, не следует беспокоиться и «выведывать», что находится за каждым поворотом и куда ведёт шоссе. Надо полагаться на Всевышнего, Который приведёт нас к месту назначения.

Царица Эстер

Эстер (Эсфирь) – урожденная Адаса, ставшая женой персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Ее забрали в царский дворец, не спросив ее согласия, вместе с множеством других девушек. Но среди всех именно она приглянулась царю своей красотой. Став царицей, она благородно использовала свое новое положение и помогла предотвратить истребление народа Израиля, задуманное Аманом (см.

Карта «Царица Эстер» знаменует красоту, доброту и самоотверженную помощь, но иногда может означать мстительность или коварство.

Разница между пророком, мудрецом Торы и гадателем [↑]

Однако, конечно же, иногда Всевышний желает сообщить нам, что произойдёт в будущем, чтобы мы изменили свои дела.

Поэтому после слов «Будь непорочен пред Господом, Б-гом твоим» сказано в Торе (там же, 14-15): «Ибо народы эти, которых ты изгоняешь, волхвов и кудесников слушают они; а тебе не то дал Господь, Б-г твой. Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Господь, Б-г твой, — его слушайтесь».

Народы, которые жили в Эрец Исраэль до евреев, «выведывали» своё будущее, обращаясь к различным духовным силам. Но у евреев есть пророки. Всё, что Всевышний желает открыть, Он открывает нам через них.

Таким образом, Всевышний установил правила, по которым можно узнать Его волю — и все, что выходит за рамки этих правил, противоречит Его воле.

Курс «Еврейское Таро – ключ к успеху»

В наше время, когда нет пророчества, есть возможность узнать волю Всевышнего, изучая Тору, которую Он дал нам. И так сказано в Пиркей Авот (5, 22): «Вникай в неё [Тору] вновь и вновь, ибо в ней — всё». И еще сказали мудрецы (Талмуд, Бава Батра, 12 а): «Мудрец [Торы] предпочтителен пророку».

Не каждый может быть пророком (даже из великих праведников), а только тот, кто прошёл нелёгкие подготовительные этапы — о них подробно говорится в у Рамхаля в книге Месилат Йешарим.

Но и после этого человек не может стать пророком, пока не научит его учитель, как правильно принимать пророчество (об этом пишет тот же Рамхаль в другой своей книге Дэрех Ашем — см. Дерех Ашем, 3, 4).

Поэтому несомненно, что никакой предсказатель или гадатель не может владеть пророческим даром, каким праведным он бы не был.

Евреи должны уповать на Творца, не обращаясь к различным предсказателям или гадателям. А волю Всевышнего еврей узнает, изучая Тору и обращаясь с вопросами к знатокам Торы.

Исход из Египта

Когда Бог посредством Моше (Моисея) обрушил на Египет десять казней вследствие нежелания фараона отпустить евреев из рабства (см. аркан «Смерть»), фараону все-таки пришлось уступить. Однако его согласие длилось недолго. Собрав армию, он пустился в погоню за уходящими из его страны рабами. Египтяне настигли евреев возле Красного моря.

Карта «Исход из Египта» указывает на вызволение, освобождение и уход от прошлого, однако может означать и обратное – преследование, попытку удержать нечто, с чем Вы не готовы расстаться.

Запрет гадания, астрологии, колдовства: краткие законы [↑]

Приведем несколько глав из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух, сборника кратких еврейских законов.

1. Сказано в Писании: «Не гадайте и не высчитывайте времена». Что значит «гадать?» Если человек думает так: «Поскольку у меня изо рта выпал хлеб…», или: «Поскольку у меня из рук выпал посох…», или: «Мой сын позвал меня сзади…», «Ворон закричал…», «Олень перебежал мне дорогу…», «Змея появилась справа от меня…», «Лисица появилась слева от меня…» — «…из-за этого я не отправлюсь в путь, поскольку мне не будет удачи».

«Сейчас Рош-Ходеш». И также если человек говорит: «Этого петуха надо зарезать, поскольку он кричал вечером», или: «Нужно зарезать эту курицу, поскольку она кричала по-петушиному»; все это и все подобные вещи запрещены. И тот, кто делает что-либо из этого, нарушает запрет из Торы. Некоторые говорят, что если он не объясняет, почему именно должны зарезать этого петуха или курицу, а говорит просто: «Зарежьте эту курицу или этого петуха», — то в этом случае разрешается их зарезать. И принято полагаться на это разрешение.

«Этот дом принес мне удачу». И также разрешается спросить ребенка, какой стих он сейчас изучает, и полагаться на это, решая, что и как следует сделать, поскольку это в какой-то степени пророчество. Некоторые говорят, что разрешается придумать себе знак на основе того, что случится в будущем, как сделал Элиэзер, раб Авраама, или Йеhонатан, сын Шауля; некоторые же запрещают это. Человек же, живущий бесхитростно и полагающийся на Б-га — милость Его будет окружать его.

И также принято начинать занятия Торой в Рош-Ходеш. И некоторые оправдывают также обычай, по которому этого не начинают в понедельник и среду.

4. Слово «меонэн», которое мы перевели как «высчитывающий времена», мудрецы наши благословенной памяти переводят еще и по-другому, производя это слово от корня «аин», глаз, и говорят так: «Что такое “меонэн”? Это человек, который отводит глаза». То есть речь идет о человеке, который как бы закрывает людям глаза, то есть обманывает их так, что им кажется, что он сделал нечто сверхъестественное — а на самом деле он ничего такого не сделал, а просто ловкостью рук и уловками обманул их.

И те шуты, которые занимаются такими вещами на свадьбах, нарушают запрет из Торы; те же, кто велят им так сделать, нарушают запрет: «…перед слепым не ставь претыкания». И поэтому тот, кто в состоянии воспрепятствовать этому, обязан это сделать, и уж тем более запрещено смотреть на них. Если же это делает нееврей, посмотреть на это разрешается.

5. Запрещено обращаться к колдунам. Это можно сделать только в случае смертельной опасности, или если он заболел из-за колдовства или каких-то злых сил, разрешается ему излечиться с помощью колдуна-нееврея.

Верховный Жрец

Первый верховный жрец (первосвященник) Израиля – Аарон. Когда представители других родов Израиля оспаривали его право на жречество, они сложили вместе свои посохи, но в знак избранности свыше именно посох Аарона покрылся цветами. На этой карте Аарон держит расцветший посох; он облачен в жреческие одежды, включая нагрудник с двенадцатью камнями и золотую налобную пластину с надпистью «Святое для Бога» (קדש ליהוה).

Карта «Верховный Жрец» означает хранителя знания или учителя. Она указывает на миролюбие и компромиссы, иногда доходящие до потакания своим или чужим слабостям.

Два Пути

Яаков (Иаков), возвращаясь на родину из дома Лавана вместе с двумя женами и детьми, услышал, что навстречу ему идет его брат Эсав (Исав) с войском. Двое этих братьев были близнецами, но их характеры и жизненные пути кардинально различались. Эсав был «человеком поля», добывающим пропитание мечом. Яаков же был «человеком кротким, живущим в шатрах».

Карта «Два Пути» указывает на развилку, дающую кардинально разные сценарии, и необходимость выбирать. Она также может означать семейные или дружеские встречи.

Колесница

В первой главе своей книги пророк Ихезкель (Иезекииль) описывает видение небесной колесницы, представшее его взору. Это происходило на реке Квар. Колесницу несли крылатые существа с лицами льва, быка, орла и человека. Над их головами простирался «ужасающий лед», на котором был воздвигнут сапфировый престол.

Фигура, сидящая на нем, была окружена огнем и сиянием. В последующей традиции вокруг этого пророческого видения сложилась эзотерическая система, известная как «Маасе Меркава». Образ колесницы для каббалистов стал символом структуры духовных миров. Эта система также включала визионерскую практику, позволявшую путешествовать по этим мирам, общаться с ангелами, созерцать божественный престол.

Сила

На этой карте изображен Шимшон (Самсон), побеждающий льва (это описано в 14-й главе Книги Судей). Как известно, его сила была несравнима, и враги боялись переступить ему дорогу. Позади него – одна из его любовниц с ложкой меда в руке. Несмотря на свой героический нрав и отвагу, Шимшон был чрезмерно увлечен своими страстями и слеп во многих вопросах.

Карта «Сила» может говорить об эффективности и успехе там, где нужно действовать, но она также предостерегает о том, что Вашей силой могут манипулировать другие, более хитрые субъекты.

Отшельник

Здесь изображен Моше (Моисей), стоящий перед горящим кустом. Сбежав из Египта, он добрался до дома Итро (Иофора), который отдал ему в жены свою дочь Ципору (Сепфору). Моше стал пастухом и однажды, когда он зашел в степи на отдаленную территорию, ему открылось это удивительное видение. Из горящего куста он услышал голос Бога, повелевающий ему вернуться в Египет и вызволить народ Израиля из рабства.

Карта «Отшельник» означает отход от привычной деятельности, ведущий к новому пониманию или прозрению в важном вопросе. Но также она может указывать на одиночество или изоляцию.

Читать про гадание:  Топ-4 самых действенных и эффективных гаданий

Колесо Провидения

Иллюстрация этой карты может напомнить то, что мы видели в аркане Колесница. Действительно, колесо из нее представляет собой механизм, с помощью которого Бог осуществляет Свое провидение – управляет земным миром. Такое колесо содержит четыре стихии и представляет также зодиакальный круг, а четыре животных на нем – фиксированные знаки астрологии.

Поскольку понятие «фортуна» (или удача) имеет языческое происхождение и подразумевает случайность или некую прихоть судьбы, чуждую справедливому закону, оно несвойственно еврейскому мировоззрению. Вместо более привычного «Колеса Фортуны» в нашей колоде появляется «Колесо Провидения», указывающее на разумную систему управления миром.

Справедливость

Рош а-Шана – новый год в еврейском календаре, который также считается днем суда. В это время Бог взвешивает заслуги людей напротив их прегрешений, вынося каждому справедливый приговор. Как говорит Талмуд, совершенные праведники тотчас записываются в книгу жизни, совершенные грешники – в книгу смерти, а средние остаются в неопределенности до Йом Кипура (Дня Искупления).

Карта «Справедливость» указывает на рациональный подход, честность, взвешенное решение. Она может означать и юридические дела, судебные разбирательства.

Повешенный

На этой карте изображен Аман, придворный персидского царя Ахашвероша (см. аркан «Царица Эстер») и один из главных врагов Израиля. Задумав истребить всех евреев в царстве, он не забыл и приготовить дерево, чтобы повесить на нем своего главного противника – Мордехая. Однако благодаря Эстер гнев царя обратился против Амана, и его самого повесили на том же дереве. В этом аркане, помимо традиционных значений «Повешенного», присутствует и тема расплаты за ошибки или грехи прошлого.

Смерть

Прежде, чем фараон согласился отпустить народ Израиля для служения Богу (см. аркан «Исход из Египта»), он долго сопротивлялся. Посредством Моше Бог обрушил на Египет десять казней: 1) кровавая вода, 2) жабы, 3) вши, 4) стаи животных, 5) мор скота, 6) язвы, 7) град, 8) саранча, 9) тьма), 10) гибель первенцев.

На карте мы видим все эти кары (кроме тьмы), а фараон восседает в образ крокодила (каким он представлен у пророка Ихезкеля), оплакивая своего умершего сына. Рассказывается, что Бог сам прошел через весь Египет, убивая каждого первенца, и в этом заключена сила данного аркана – сила смерти. Очевидно, что в предсказаниях выпадение этой карты не сулит хорошего.

Умеренность

На этой карте – история, послужившая причиной празднования Хануки. После победы Маккавеев над иноземными захватчиками жрецы Израиля вернулись в Иерусалимский Храм и обнаружили его в запустении. Они принялись восстанавливать его и вновь начали проводить служение. Однако среди сосудов с маслом нашелся лишь один, который не был осквернен.

На первый взгляд, его должно было хватить лишь на день. Однако произошло чудо, и это масло горело восемь дней – все время, пока не изготовили новое. На карте мы видим первосвященника и его помощника, которые зажигают менору (храмовый светильник), знаменуя возобновление священного служения. Среди прочего, эту историю можно истолковать и как необходимость экономно расходовать даже скромные ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении. Именно такая трактовка связывает этот аркан с качеством умеренности.

Дьявол

Когда Яаков возвращался в родные места из дома Лавана, ему пришлось готовиться к встрече с Эсавом (см. аркан «Два Пути»). Ночью на него напало существо, которое мудрецы Талмуда считают ангелом Эсава – Самаэлем. В традиции у него много имен: его называли Сатаной и ангелом смерти, его же отождествляют со «злым началом», обитающим в душе любого человека.

Яаков боролся с ним до рассвета и победил, однако напоследок Самаэль повредил правое бедро Яакова, из-за чего тот стал хромать. Яаков не соглашался отпустить поверженного врага, пока тот не благословит его. Именно этот ангел дал ему имя Исраэль (Израиль), что стало также именем всех его потомков – народа Израиля.

Карта «Дьявол» в нашей колоде, прежде всего, означает врага, борьбу, противостояние. Она может сулить боль или травмы.

Башня

Темой этого аркана стала вавилонская башня. Согласно талмудической легенде, она состояла из трех больших этажей, да и сами ее строители поделились на три группы: одни хотели, чтобы она спасла их от потопа (если он повторится), другие желали объявить войну Богу и потому поставили на вершину башни идола с мечом, третьи хотели сделать ее капищем для служения звездам.

Бог наказал их различным способом: одних рассеял по всей земле, другим смешал языки, а третьих превратил в демонов и обезьян. На нашей карте мы видим, как башня уже начала разрушаться, а часть строителей стала обезьянами. Этот аркан, в первую очередь, говорит о крахе совместного проекта из-за непонимания и неспособности найти общий язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector