Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Гадание по ицзину. практическое пособие. начальный уровень. часть i. инструкции (андрей костенко, 2022)

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Формулирование вопроса

Это самая первая и очень важная процедура при гадании по Ицзину. Китайские мастера советуют не ограничиваться вопросами, на которые можно ответить «да» или «нет». Их, конечно, тоже можно задавать, и в текстах по всем 64 гексаграммам вы найдете ответы и на такие вопросы. Но Ицзин может сделать для вас гораздо больше. Он может помочь вам увидеть внутреннее содержание и динамику ситуации, приведшей вас к гаданию. Поэтому вместо того, чтобы спросить: «Принять ли мне это предложение?», лучше сформулировать вопрос так: «Чего можно ожидать, если я приму это предложение сейчас?» Ицзин любит умные, хорошо продуманные и изящно сформулированные вопросы и охотно отвечает на них.

Очень важно записывать свои вопросы. Заведите себе специальный гадательный блокнот. Проставляйте в нем дату каждого гадания и записывайте поставленный вопрос. Потом ниже вы будете записывать полученные гексаграммы и отмечать их изменяющиеся черты. Еще ниже хорошо бы оставлять пустое место, где вы через какое-то время могли бы вставлять свои комментарии относительно эффективности гадания. Работа с блокнотом — не пустая формальность. Обязательно делайте все это, и вы освоите практику прорицания по Ицзину гораздо быстрее.

Ритуал

Гадание по Ицзину, как и любая мантическая практика, любит ритуал. В ходе ритуала мы, во-первых, проявляем уважение к Духу, к которому обращаемся за советом и помощью, а во-вторых, настраиваемся на должный лад. Гадание по Ицзину — это ни в коем случае не салонное развлечение. В Древнем Китае это было сакральное действие, которое заказывалось императорами и выполнялось специально подготовленными жрецами. Современные мастера-ицзинисты утверждают, что в гадании нет никакой опасности, но настаивают на необходимости почтительного отношения к этой практике и выполнения хотя бы минимального предварительного ритуала. Вас не поразит проклятие, если вы пренебрежете рекомендациями этой главы. У Ицзина — очень мирная и светлая энергия. Просто Оракул не ответит на ваш вопрос. Если вы не будете искренни.

Читать про гадание:  Гадание на воске и свечах онлайн: значения фигур, цифр при отливке

По возможности нужно выделить для гадания и изучения Ицзина специальное помещение. Если это невозможно, проводите гадание — опять-таки, по возможности — всегда в одном месте, выбирая время, когда вас там ничто и никто не будет отвлекать.

Вам потребуются два стола. Один — достаточно большой, чтобы на нем можно было с удобством работать: раскладывать гадательные палочки, бросать монеты (см. следующую главу) и вести записи. Этот стол в идеале должен стоять у окна, выходящего на юг. Но это именно «в идеале». На самом деле вполне достаточно, чтобы место было чистое и тихое. Другой стол может быть поменьше. На нем вы будете держать курильницу (необходимый элемент ритуала) и те гадательные инструменты, которые не используются в данный момент.

Все эти инструменты (о которых мы сейчас будем говорить) следует бережно хранить (обязательно на высоте не ниже уровня плеч стоящего взрослого человека) и вынимать только для гадания. Относитесь к ним как к священным объектам. Не нужно давать их в чужие руки. И сами обращайтесь с ними осторожно.

Если вы собираетесь гадать классическим способом, при помощи гадательных палочек, вам потребуется их 50 штук. Предпочтительней стебли тысячелистника длиной 40–50 см. Считается, что у этого растения особенно подходящая для гадания энергетика. Тысячелистник — довольно распространенное лекарственное растение, но если в вашем регионе он не растет, не расстраивайтесь. В мантических практиках, когда нет возможности точно следовать букве ритуала, нужно стараться соблюсти дух. «Дух» в данном случае означает, что для гадания используются длинные тонкие палочки из любого растительного материала, лишь бы они были достаточно жесткие, округлые в сечении и не слишком толстые (диаметром около 5 мм). В конечном счете важнее не то, чтобы палочки были самые «правильные», а чтобы вы относились к ним с почтением и сохраняли во время гадания спокойный, собранный настрой.

При хранении палочки принято заворачивать в красный шелк или связывать в пучок красной нитью. Лично мне второй вариант кажется более удобным. Сверток или связку потом вкладывают в черный шелковый мешочек. Наконец, мешочек помещают в цилиндрический футляр типа «тубус» из бамбука или дерева. Хранят его, напоминаю, на высоте не ниже уровня плеч стоящего человека.

При гадании футляр кладут на заднюю часть большого стола, а в передней его части помещают два жребия — выгнутых кусочка бамбука, формой напоминающих ладонь, сложенную «чашечкой». За неимением бамбука это могут быть два кусочка рога, или коры, или две створки морских раковин. Важно, чтобы у этих предметов одна сторона была вогнутой, а другая выпуклой и чтобы при падении они могли с одинаковой вероятностью упасть любой стороной вверх.

Перед жребиями ставят специальный кувшин, фарфоровый или латунный (он понадобится в самом начале гадания). Рядом с кувшином располагается курильница для благовоний.

Для рабочих записей китайские прорицатели пользуются «четырьмя драгоценностями кабинета»: кистью для письма, тушечницей, палочкой туши и писчей бумагой. В наших условиях вполне достаточно специального блокнота и ручки, которые используются только при гадании.

Как хранить жребии, кувшин, курильницу и письменные принадлежности, вы можете решить сами. Общая рекомендация: это должно быть специально выделенное чистое место, в котором не хранятся другие, «мирские» предметы.

Наконец, для гадания классическим способом нужен текст Ицзина. У каждого прорицателя есть своя любимая версия. В любом случае к этой книге нужно относиться так же уважительно, как и к остальным инструментам. Для хранения ее заворачивают в шелк (и на этот же шелк, расстеленный на столе, кладут при гадании). Хранят, как и палочки, на высоте не ниже уровня плеч.

Краткая версия текста Ицзина включена в эту книгу и составляет часть II. Если вы решите при гаданиях пользоваться этим текстом, то и к книге нужно относиться соответственно.

Итак, мы перечислили все необходимые инструменты. Теперь перейдем к подготовке и ритуалу. Здесь уже не может быть замен или упрощений, поскольку мы заботимся о том, чтобы выработать в себе нужный настрой и правильно его выразить.

В Древнем Китае дворцовые прорицатели, готовясь к гаданию, долго постились и молились. Нынешние мастера рекомендуют гадающим мирянам непосредственно перед сеансом совершить омовение и немного помедитировать, чтобы прийти в спокойное, умиротворенное состояние ума. Разумеется, не следует перед гаданием принимать пищу, а тем более алкоголь. Ведь мы собираемся обращаться за советом к Духу!

Собственно ритуал начинается с того, что мы зажигаем благовония и свечи. Затем мы начинаем рассматривать интересующий нас вопрос. Сидим некоторое время и спокойно размышляем о своих проблемах. Если вдруг оказывается, что мы и так ясно видим, как надо действовать, то в гадании нет больше необходимости. Мы уже увидели прямой ответ в своем внутреннем «Я». Назначение прорицания как духовной практики — в том, чтобы поощрять такую медитацию и помогать нам только тогда, когда медитация не удалась.

Если принято решение начинать гадание, мы преклоняем колени и возносим молитву примерно такого содержания:

Небо молчит, Природа тоже следует своими скрытыми путями без слов. Но я верю, что можно почувствовать скрытую сторону Природы. Я верю, что, когда я попрошу искренне, Небо ответит мне. В этом вопросе, который меня беспокоит, я не знаю, какие действия принесут удачу, а какие — неудачу. Я не вижу пути и прошу прояснения и руководства.

Если мы намереваемся совершить гадание, а затем обнаруживаем, что нам это не по душе, или забываем о гадании и начинаем делать что-то другое, — значит, в гадании не было совершенно никакой необходимости. Мы лишь следовали случайному импульсу. Если полученное прорицание нам трудно принять, это означает только то, что наше воображение загнано в угол. Это можно исправить, посмотрев на вещи с новой, более позитивной точки зрения.

После молитвы мы бросаем оба жребия на пол. Если они упадут одной и той же стороной вверх, это значит, что время для гадания выбрано неудачно. В этом случае мы спокойно садимся и ждем некоторое время, а затем бросаем жребии снова. Если они снова скажут «нет», по-видимому, лучше на этом закончить ритуал и покинуть гадательное пространство. Если же один жребий упал выпуклой стороной вверх, а другой — выпуклой стороной вниз, то можно продолжать.

Пронесите свои руки через дым благовония трижды — медленными круговыми движениями. Затем запишите в свой гадательный блокнот дату гадания и поставленный вопрос. Потом точно так же окурите свой текст Ицзина.

Наконец, откройте футляр, выньте палочки из черного мешочка и разверните красный шелк (или развяжите красную нить). Мешочек и шелк (или нить) верните пока в футляр. Держа все 50 палочек обеими руками, трижды пронесите их через дым благовоний. На этом предварительный ритуал завершается и начинается собственно гадание. Об этом — в следующем разделе.

Гадание при помощи палочек: упрощенный метод

Этот упрощенный метод описывают в своих книгах китайские мастера Чжоу Цзунхуа и Альфред Хуанг (см. библиографию в конце книги). Мы вначале расскажем вам о нем, а потом познакомим с более сложным классическим методом.

Для удобства читателя мы выделим и пронумеруем этапы этого гадания.

1. Отделяем одну палочку

Закончив предварительный ритуал (см. предыдущую главу), мы вытаскиваем из пучка одну из 50 палочек, ставим ее в кувшин и больше не трогаем до конца гадания:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

2. Оставшиеся палочки делим на две части

Затем мы кладем оставшиеся 49 палочек на стол и быстро, не примериваясь, не отсчитывая, совершенно произвольно разделяем их на два пучка — правый и левый:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

3. Отделяем еще одну палочку

Теперь надо взять одну палочку из правого пучка и зажать ее между мизинцем и безымянным пальцем левой руки:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

4. Раскладываем кучки по восемь палочек на столе

Затем из правого пучка мы берем по восемь палочек и раскладываем их кучками на столе.

Примечание: все эти действия имеют не только сугубо техническое, но и символическое значение: они представляют различные стадии китайской космогонии, в ходе которых из изначального состояния Беспредельности вначале возникает Одна вселенская сила, затем Две, Четыре и, наконец, Восемь. Восемь сил — это и есть те фигуры-триграммы, из которых путем удвоения складываются гексаграммы Ицзина. Не будем здесь вдаваться в детали, но можно сказать, что ритуал продолжается: мы не просто делим палочки на пучки, но моделируем процесс Творения!

5. Считаем остаток

Мы отбираем таким образом из правого пучка по восемь палочек и делаем это до тех пор, пока не получим остаток от 0 до 7 палочек. Иначе говоря, пока либо все палочки не поделятся на 8, либо останется меньше 8.

6. Получаем сумму и внутреннюю триграмму

К этому остатку (от 0 до 7) мы добавляем одну палочку (ту, которая была зажата в левой руке), и их общее число дает нам номер внутренней (нижней) триграммы (от 1 до 8).

Триграммы нумеруются следующим образом:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Например, если мы получаем в остатке 2 палочки и добавляем одну палочку из левой руки, суммарное число будет 3. Сверившись с таблицей, мы определяем, что наша внутренняя триграмма — «Огонь» ☲.

Записываем эту триграмму в нашем гадательном блокноте.

7. Получаем внешнюю триграмму

Теперь мы собираем вместе все 49 палочек (одна, отложенная в самом начале, так и остается отложенной до самого конца) и повторяем шаги 2–6.

На этот раз, однако, мы отбираем палочки из левого пучка. Взяв одну палочку из левого пучка и зажав ее между мизинцем и безымянным пальцем левой руки, мы начинаем отсчитывать по восемь палочек из того же левого пучка до тех пор, пока не получим остаток от 0 до 7.

И снова остаток плюс та палочка, что была зажата в руке, дадут нам число от 1 до 8. Это номер нашей внешней триграммы. Например, если осталось шесть палочек, мы добавляем одну и получаем в сумме 7. По таблице находим, что это триграмма «Гора» ☶. Ее мы тоже записываем в наш гадательный блокнот, над прежде полученной триграммой «Огонь». И вот у нас есть гексаграмма:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Но гадание на этом не заканчивается. Это только исходная гексаграмма. Теперь мы должны определить ее изменяющуюся черту.

8. Получаем изменяющуюся черту

Собираем наши 49 палочек в третий раз. Снова делим их на два пучка, один кладем слева, а другой — справа от кувшина. Из правого пучка берем одну палочку и зажимаем ее в левой руке, как делали раньше:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

На этот раз мы отсчитываем из правого пучка не по восемь палочек, а по шесть. Мы откладываем кучки по шесть палочек, пока не получим остаток от 0 до 5. Это число плюс та палочка, что оставалась в левой руке, дадут нам изменяющуюся черту.

Напомним, что черты в гексаграмме нумеруются снизу вверх.

«Изменяющаяся» черта называется так потому, что она должна в процессе развития ситуации, о которой вы гадаете, изменить свое значение на противоположное. То есть иньская черта превращается в янскую, и наоборот.

Когда это изменение совершается, мы получаем новую гексаграмму, которая называется производной.

Например, если наш остаток равняется 4, то, прибавляя одну палочку из левой руки, мы получаем в сумме 5. Соответственно, нам нужно изменить пятую (снизу) черту нашей исходной гексаграммы:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

В итоге мы имеем две гексаграммы. На этом гадание заканчивается. Мы спросили — Небо ответило. Дальше начинается толкование.

Теперь можно воспользоваться блокнотом и записать результаты гадания. Изучая результаты и размышляя, какое отношение они имеют к нам (т. е. проводя толкование), необходимо сохранять такой же спокойный и серьезный настрой, как и при гадании.

О толковании мы поговорим чуть позже, а пока что давайте познакомимся с другими способами гадания по Ицзину. Возможно, они покажутся вам более привлекательными.

Гадание при помощи палочек: классический метод

Этот метод более сложен, но он считается классическим. Если при упрощенном гадании (см. предыдущий раздел) получаются сразу триграммы (внутренняя, а потом внешняя), то в данном случае процедура отсчета палочек повторяется по очереди для каждой из шести черт гексаграммы (снизу вверх).

Для удобства читателя мы разобьем это гадание на пункты.

1. Одну палочку из 50 откладываем в кувшин. В дальнейших процедурах она не участвует:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

2. Оставшиеся 49 палочек делим на два пучка:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

3. Одну палочку из правого пучка зажимаем между мизинцем и безымянным пальцем левой руки:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Пока что всё идет, как в упрощенном методе, верно? А теперь начинаются отличия. Будьте внимательны. Лучше всего, изучая этот раздел, сразу же тренироваться — хотя бы на спичках. Тогда процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

4. Из левого пучка отсчитываем правой рукой по 4 палочки.

5. Остаток (1, 2, 3 или 4 палочки) зажимаем между безымянным и средним пальцами левой руки.

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

6. Отсчитанные по четыре палочки правой рукой вновь собираем в левый пучок.

7. Правой рукой берем правый пучок и левой рукой отбираем из него по 4 палочки.

8. Остаток (1, 2, 3 или 4 палочки) зажимаем между средним и указательным пальцами левой руки.

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

9. В результате всех этих операций (так называемого «первого цикла») между пальцами левой руки может оказаться 5 либо 9 палочек (в комбинациях 1:1:3, 1:2:2, 1:3:1 или 1:4:4).

Их мы откладываем в сторону, а все остальные палочки соединяем в один общий пучок (в нем может быть 44 либо 40 палочек).

10. «Второй цикл»: повторить с этим пучком действия 2–8. Между пальцами левой руки оказываются 4 или 8 палочек (в комбинациях 1:1:2, 1:2:1, 1:3:4 или 1:4:3).

После их откладывания в сторону и соединения остальных палочек в один пучок в нем получаем 40, 36 или 32 палочки.

11. «Третий цикл»: еще раз повторяем действия 2–8. Остаток получается также 4 или 8.

В соединенном пучке может быть 24, 28, 32 или 36 палочек.

12. Отсчитывая из этого пучка по 4 палочки, получаем 6, 7, 8 или 9 кучек. Эти числа обозначают черты гексаграммы:

7 — Ян (записываем сплошной чертой: ⚊)

8 — Инь (записываем прерывистой чертой: ⚋)

6 — изменяющаяся Инь, переходящая в Ян (записываем прерывистой чертой и отмечаем крестиком: ⚋Х)

9 — изменяющийся Ян, переходящий в Инь (записываем сплошной чертой и отмечаем крестиком: ⚊Х).

Так мы получаем и записываем первую черту гексаграммы. Для получения каждой следующей черты повторяем операции 2–12.

Черты записываются снизу вверх. Черты, помеченные как изменяющиеся, в процессе развития ситуации, о которой вы гадаете, изменяют свое значение на противоположное. То есть иньская черта превращается в янскую, и наоборот.

Когда это изменение совершается, мы получаем новую гексаграмму, которая называется производной.

Например, мы получили при гадании следующую запись:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Гексаграмма 47, Кунь (Истощение)

Изменяющимися являются черты четвертая (янская) и шестая (иньская). При замене их на противоположные мы получаем следующую производную гексаграмму:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

59, Хуань (Рассеивание)

Внимательный читатель уже заметил, что этот метод гадания, в отличие от упрощенного, может дать более одной изменяющейся черты, а может и не дать ни одной. Ничего страшного: все равно из одной исходной гексаграммы всегда получается лишь одна производная, потому что все изменяющиеся черты изменяются одновременно.

В процессе истолкования полученных нами гадательных результатов мы сначала обращаемся к гадательным текстам для исходной гексаграммы и внимательно изучаем их.

Затем мы анализируем наличие изменяющихся черт в исходной гексаграмме.

Далее наши действия могут быть следующими:

• Если изменяющихся черт в исходной гексаграмме нет, мы ограничиваемся текстами для этой гексаграммы.

• Если в исходной гексаграмме одна изменяющаяся черта, мы сначала читаем тексты, относящиеся к этой черте, а потом — тексты, относящиеся к производной гексаграмме.

• Если изменяющихся черт больше одной, толкование усложняется.

Мастер Альфред Хуанг рекомендует следующий метод, который ему передал его учитель Мастер Инь.

1. Если есть две изменяющиеся черты — иньская и янская, — анализируйте только иньскую.

2. Если есть две одинаковые изменяющиеся черты (обе иньские или обе янские), анализируйте только нижнюю.

3. Если есть три изменяющиеся черты, анализируйте среднюю.

4. Если изменяющихся черт четыре, читайте текст, относящийся к верхней из двух неизменных черт.

5. Если изменяющихся черт пять, читайте текст, относящийся к единственной неизменной черте.

6. Если все шесть черт изменяются, читайте только тексты, относящиеся к производной гексаграмме.

7. Если все черты изменяются в гексаграмах 1 (Цянь) или 2 (Кунь), читайте соответствующие тексты («Все черты изменяются»).

Мастер У Вэй дает еще одно очень важное правило:

Если гадательные тексты гексаграммы и изменяющейся черты противоречат друг другу, то черта доминирует над гексаграммой.

Гадание при помощи монет: классический метод

С древних времен в Китае существует еще один метод гадания по Ицзину, в котором используются монеты. Давайте рассмотрим классический вариант, когда монет три. В следующем разделе мы опишем другую методику, в которой применяется восемь монет.

Одна сторона монеты считается Ян, другая — Инь. У традиционных китайских монет (с квадратным отверстием в середине) янской считается та сторона, на которой изображены четыре иероглифа, а иньской — на которой их два. Если вы захотите использовать другие монеты, то сами решите, где у них Ян, а где Инь. Обычно принимают орла за Ян, а решку за Инь. Но это не существенно. Главное, чтобы вы определились для себя и твердо запомнили, где у ваших монет что.

Некоторые практикующие считают, что лучше использовать совершенно новенькие монеты, не пропитанные дурной денежной энергетикой. Другие предпочитают старинные китайские монеты — впрочем, хорошенько вычищенные и выдержанные в каменной соли. Это вы тоже можете решить сами для себя. Главное — чтобы монеты, выбранные для гадания, впредь использовались только для этой цели. Хранить их нужно в цилиндрическом футлярчике с плотно прилегающей крышкой.

К гаданию при помощи монет применим тот же ритуал, который мы описывали в разделе о палочках (с. 14–18). Но сама процедура гадания занимает гораздо меньше времени, поэтому китайские мастера рекомендуют уделить больше внимания предварительной медитации и молитве, чтобы вы смогли войти в правильное духовное состояние.

Итак, вот, собственно, метод.

При каждом бросании трех монет мы получаем одну черту гексаграммы (записывая их снизу вверх).

Причем при каждом бросании возможны четыре результата:

1. Две решки, один орел: Ян (⚊)

2. Два орла, одна решка: Инь (⚋).

3. Три решки: изменяющаяся Инь (⚋Х), переходящая в Ян.

4. Три орла: изменяющийся Ян (⚊Х), переходящий в Инь.

После первых трех бросаний мы получаем нашу внутреннюю триграмму. Тут мастера рекомендуют остановиться и повторить медитацию и молитву. Затем мы получаем внешнюю триграмму и совершаем истолкование. В общем, этот метод очень похож на классическое гадание при помощи палочек, но он значительно проще.

Например, мы получили при гадании следующую запись:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Гексаграмма 18, Гу (Исправление)

Изменяются четвертая (иньская) и шестая (янская) черты. При замене их на противоположные мы получаем следующую производную гексаграмму:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

32, Хэн (Постоянство)

При таком методе гадания иногда вы можете в итоге получить гексаграмму без единой изменяющейся черты, а иногда — с несколькими такими чертами. Мы уже обсуждали этот вопрос, когда говорили о гадании с палочками. Пожалуйста, обратитесь к странице 28. Все те же правила применимы и в данном случае.

Гадание при помощи восьми монет

Этот упрощенный метод обнародовал мастер Альфред Хуанг. Если три монеты вы бросаете шесть раз, то операция с восемью монетами проводится всего трижды, причем всегда получается одна изменяющаяся черта.

Вам понадобится восемь совершенно одинаковых монет. На решке одной из них нанесите краской или несмываемым маркером точку. Орел этой монеты должен быть неотличим от остальных.

Еще вам понадобится лист бумаги с такой разметкой:

Гадания и гадатели в Шан. История религий Востока

Для удобства запоминания мы пронумеруем каждый этап гадания. Всего будет десять простых пунктов:

1. Перемешайте все восемь монет на столе решками вниз. Сделайте это так, как перемешивают домино перед игрой.

2. Разложите монеты решками вниз на листе бумаги в очередности, отмеченной цифрами. То есть первую монету кладите на кружок с цифрой 1, а последнюю — на кружок с цифрой 8. От 1 до 4 цифры идут против часовой стрелки. От 5 до 8 — по часовой стрелке. Не смущайтесь, так и должно быть.

3. Переверните монеты решками вверх, следуя той же последовательности.

4. Посмотрите, где оказалась помеченная монета. В этом кружке вы найдете нижнюю (внутреннюю) триграмму. Запишите ее.

5. Повторите шаги 1–4, чтобы получить верхнюю (внешнюю) триграмму. Запишите ее.

6. Отложите в сторону две из непомеченных монет.

7. Остальные шесть монет (включая одну помеченную) перемешайте, как в пункте 1.

8. Разложите их решками вниз вертикально (в столбик) снизу вверх.

9. Переверните их в такой же последовательности.

10. Помеченная монета укажет вам номер изменяющейся черты.

«и-цзин» и китайская культура

Несмотря на то, что «И-цзин» входит в корпус конфуцианской канонической литературы, он оказал огромное влияние и на другие китайские учения — даосизм и буддизм, глубоко проник во все области китайской жизни. Учение «Канона Перемен» обнаруживается в китайской медицине и искусстве фэн-шуй, музыке и поэзии, живописи и каллиграфии, других дисциплинах.

Взаимосвязь фэншуй с ба гуа и у-син
Взаимосвязь фэншуй (геомантия) с ба гуа (восемь триграмм) и у-син (пять первоэлементов)

Китайская культура основана на нумерологии как основной классификационной мировоззренческой модели. В силу этого нумерологические построения «Канона Перемен» стали одной из основных матриц, накладываемых на реальность.

64 варианта познай себя по китайской книге

Книга Ицзин – это в первую очередь помощник для познания себя и своего взаимодействия с миром. Озвучивая проблему и обращаясь к гаданию, человек получает не готовые ответы, а обретает ясность взгляда перед важными для него событиями. Вырабатывает тактику поведения.

Все рекомендации, полученные при помощи книги, направлены на личностное достижение гармонии между энергией Инь и Ян. В этом есть конкретный практический смысл: уравновешенный, спонтанный, чуткий человек, умеющий здраво оценить обстановку, чаще достигает успеха и счастья в сфере личной или профессиональной. Эта система не связана с суевериями, магией и предсказаниями.

Очень многое зависит от способности гадающего найти верную интерпретацию и использовать полученные сведения на практике.

Возможность прогнозировать будущее опирается не на волшебство, а на принципы взаимодействия Инь и Ян. Все вещи стремятся сохранить свою сущность, даже если мир, а также ситуация вокруг конкретного человека постоянно меняются.

В быту это замечают многие люди, обнаруживая, что они «ходят по кругу» или повторяют судьбу своих родителей.

Поэтому ответы, полученные при помощи гадания Ицзин следует рассматривать только индивидуально. Выпавший для одного человека знак Цянь Творчество будет иметь несколько иное толкование, чем для другого, получившего тот же знак.

Математически точная, выверенная система Книги позволяет обратиться к своду знаний о фундаментальных принципах жизни и, случайным образом выбрав один из них, провести анализ и собственной ситуации, и способа своих дальнейших действий.

Великий предел и происхождение мира

Триграммы и гексаграммы представляют собой графические символы объектов внешнего мира.Тем самым, процесс развертывания триграмм и гексаграмм из Великого Предела идентичен процессу рождения Вселенной, мира «десяти тысяч вещей». В «Си цы чжуань» об этом говорится следующее:

… в Переменах есть Великий Предел 太極. Он рождает двоицу образов 兩儀. Двоица образов рождает четыре символа 四象 [1]. Четыре символа рождают восемь триграмм 八卦. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье 吉凶. Счастье и несчастье рождают великое деяние 大業. (Си-цы чжуань, верхний раздел, §11)

[1] Четыре символа: молодой ян, старый ян, молодая инь, старая инь.

Графически это можно выразить так:

Процесс разворачивания мира из Великого Предела
Процесс разворачивания мира из Великого Предела

Шире эту схему можно представить так:

Процесс развертывания 64-х гексаграмм из Великого Предела
Процесс развертывания 64-х гексаграмм из Великого Предела

Как сказано в «Дао-дэ-цзине»,

Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию. («Дао-дэ-цзин», §42)

Гадание на монетах по «канону перемен»

Поскольку гадание на стеблях тысячелистника довольно трудоемко, наибольшую популярность завоевал способ гадания на монетах.

Классический способ гадания на монетах. Для гадания берутся 3 монеты одного достоинства. Однако более правильным будет взять 18 монет — по три на каждую черту. «Орлу» и «решке» присваиваются числовые значения: 2 (символизирует инь) и 3 (символизирует ян). Установим, что, например, «орлу» соответствует «тройка», а «решке» — «двойка».

Кидаете три монеты. В результате могут выпасть числа 6, 7, 8 или 9. Им соответствуют следующие черты:

  • 9 — старый ян 老阳 лао ян,
  • 8 — молодая инь 少阴 шао инь,
  • 7 — молодой ян 少阳 шао ян,
  • 6 — старая инь 老阴 лао инь.

На основе этого пишем первую черту (самую нижнюю). Если выпадает молодой ян или молодая инь, то обычную сплошную или прерванную черту. Если выпал старый ян или старая инь, то помечаем её (например, сбоку от нее ставят крестик или звездочку).

В результате у вас получится две гексаграммы. Одна будет состоять из старых и молодых черт. Во второй гексаграмме старые черты перейдут в молодые противоположные, молодые же останутся без изменений. То есть старый ян перейдет в молодую инь, старая инь — в молодую ян.

Переход старых черт в молодые, Книга Перемен
Переход старых черт в молодые

Далее по таблице находите номер гексаграммы и затем — толкования к ней. Лучше всего использовать издание «Китайская классическая “Книга перемен”» Ю.К.Щуцкого. Кроме того, гексаграммы могут интерпретироваться в соответствии с комментариями к ней и отдельным чертам, благоприятными или неблагоприятными позициями иньских и янских черт, а также по триграммам, входящим в их состав. Нижняя триграмма характеризует внутреннее состояние, верхняя — выход вовне.

Современный способ гадания. Он проще, чем предыдущий. Для гадания берутся три монеты. Одной стороне присваивается значение ян (например, «орлу»), другой — инь («решке»). Кидаем монеты три раза. Если два или три раза выпал «орел», пишем сплошную черту ян, если два или три раза выпала «решка» — то прерванную черту инь. Повторям эту процедуру шесть раз, получая новые черты.

Черты пишутся начиная с нижней и далее вверх, подобно росту растения. Аналогично и трактуем черты — от начальной 初 чу до верхней 上 шан.

Гадания и гадатели в шан. история религий востока

Молитвы, жертвы, гадания
«На бога надейся, а сам не плошай», — говорит старинная пословица. Греки очень хорошо умели не плошать, но для верности они хотели еще и надеяться на бога. Поэтому-то почти на каждой странице этой книги о чем-нибудь молят богов и ради чего-нибудь

Гадания
Гадания и толкования предзнаменований играли очень важную роль как в частной, так и в общественной жизни римлян. Богов спрашивали об исходе любого значимого дела, будь то военный поход или строительство здания. Этим целям служила четко выверенная система

5. ТЕОЛОГИЯ И ГАДАНИЯ
В древние времена люди принимали как данность, что все природные явления и вообще все важные события человеку неподвластны и совершаются лишь по воле сверхъестественных сил, во многом подобных человеку, но далеко превосходящих его в могуществе. По

ГАДАНИЯ В ГРЕЦИИ

…Испытаем, Атрид, и вопросим жреца, иль пророка,
Или гадателя снов (и сны от Зевеса бывают):
Пусть нам поведают, чем раздражен Аполлон небожитель?
Гомер. Илиада, I, 62—64
Уже в давние времена осады Трои воспетые Гомером герои, оказавшись в трудном положении, в

ГАДАНИЯ В РИМЕ

…Если можешь, найди причину нового и удивительного явления. Если не найдешь никакой, все же считай доказанным, что ничто не могло произойти без причины. С помощью природы прогони тот страх, в который тебя вводит новизна явления. Тогда ни землетрясения, ни

ГАДАНИЯ
Гадание в язычестве составляло одно из главных обрядов, которое никак не противоречило богослужению. Наоборот, гадание составляло одно из главных обрядов богослужения. Отцы церкви пытались искоренить гадание, применяя самые разные методы и приемы. Но главным

Колдовство и гадания
Необходимым составным элементом всякой религии является колдовство, то есть ряд суеверных действий, которые сопровождаются произнесением таинственных слов, якобы воздействующих на сверхъестественные силы и приводящих к полезным (для колдуна и

Гадания
Обращение к оракулу путем прокаливания костей и осмотра образующихся трещин прослеживается в Китае со времени культуры Луншань. В период Шан-Инь эта форма гадания достигла расцвета. Однако теперь гадания уже совершались одновременно и по панцирю черепахи, и при

Какие гадатели были у греков и персов
Греция — страна сухая и безводная. Путников здесь напутствовали пожеланием: «Счастливого пути и пресной воды!» А когда в поход выступало большое войско, то напоить его на стоянке стоило больших трудов.Там, где стояли греки на склоне

Гадания и метафизические выкладки
О гаданиях уже немало было сказано. В принципе обряд гадания остался примерно таким же, каким был полутысячелетие назад, в конце Шан и начале Чжоу. Использовались обе техники — и гадание по панцирям черепах (реже по лопаточным костям

Мантика и гадатели
Насколько всю систему верований иньцев можно считать переходным этапом от древнейших культов к системе религиозных представлений развитого общества, настолько и очень типичную для иньцев систему мантических (гадательных) обрядов можно

Астрология и гадания
Астрономические наблюдения и предсказания судьбы по звездам и иным небесным телам и явлениям были известны в Китае очень давно. О наблюдениях за звездами и светилами говорилось уже в самых древних китайских книгах, особенно в «Шуцзин». Немало

Гадания по системе ши
Влияние ирано-протозороастрийской духовной культуры, в основу которой издревле был положен принцип дуализма, вполне могло выразиться в виде восприятия соседними общностями (в частности, чжоусцами) главной идеи: мир расчленен на две полярные,

Гадания по «чжоу и»

В период Западная Чжоу (1045-770 до н.э.) распространилось гадание по «И-цзин» на тысячелистнике. 50 стеблей тысячелистника перекладывались в определенной нумерологической последовательности, в результате чего оставались группы из шести, семи, восьми или девяти стеблей.

На этом строились гексаграммы, которые затем интерпретировались в соответствии с текстом и интуицией гадателя. Данная техника гадания была реконструирована философом-неоконфуцианцем Чжу Си 朱熹 (1130-1200) и до сегодняшнего дня является общепринятой на Дальнем Востоке.

Стебли тысячелистника, И-цзин
Гадание на тысячелистнике

В другой практике гадания, возникшей во времена правления династии Тан (618-907), используются монеты. Она намного проще, чем гадание на стеблях тысячелистника, и потому завоевала бóльшую популярность не только в Китае и сопредельных странах, но и во всем мире.

Как считается, каждая из 64 гексаграмм выражает разворачивание во времени определенной жизненной ситуации. Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-1961) считал их набором универсальных жизненных архетипов. В своем предисловии к вильхельмовскому изданию «И-цзин» 1950 года, он писал:

Когда Вильхельм в свое время был у меня в Цюрихе, я попросил его проработать гексаграмму о положении нашего психологического общества. Ситуация была мне известна, он же не имел о ней ни малейшего представления. Получившийся диагноз оказался обескураживающе верным – так же как и прогноз, в котором речь шла о событии, наступившем гораздо позднее; предвидеть это событие я не мог. Правда, для меня самого этот результат был не столь уж удивителен, потому что я уже и раньше провел ряд примечательных опытов по этому методу. Вначале я применял более сложную технику 49 стеблей тысячелистника, позднее, получив кое-какое представление о том, как работает метод, я удовольствовался так называемым гаданием на монетах, которое я часто применял впоследствии.

Китайская книга перемен: толкование результатов

Толкование полученных гексаграмм – процесс, предполагающий глубокие познания. При гадании онлайн получить необходимый набор вариантов толкований довольно просто – следует нажать на знак соответствующей гексаграммы. Всего 64 возможных последовательности чередований Инь и Ян образуют 64 фундаментальных понятия.

Гексаграмма, состоящая из шести полных черт Ян, носит название Цянь Творчество. Она соотносится с месяцем апрелем и настроением весны. Это позитивный знак, символизирующий перспективы и надежду. Гадающему, которому выпал такой знак, следует использовать момент, но быть осмотрительным, осторожным, разумным и трезвым.

Дальнейшее толкование раскрывает динамику собственного поведения в шесть этапов. Первый — затаись, не действуй. Второй — приготовься выйти из этого состояния. Третий этап – начало внешней реализации замысла. Здесь следует проявить максимальную осторожность.

Четвертый этап ассоциируется с прыжком в бездну. Пятый – это пик творческого процесса, свободный и неуязвимый, как летящий в небе дракон. Шестой этап – завершение, которое тоже нужно выполнить разумно. Не сумевший вовремя остановиться подвергается губительному действию собственной гордости, а это ведет к раскаянию.

Толкование ложится на индивидуальную ситуацию. Задаёт ли человек вопрос о возможном браке или о профессиональных успехах, этот благоприятный знак подтверждает наличие у гадающего силы для исполнения задуманного, и даёт подробный расклад поведения на будущее. Аналогичным образом трактуются и прочие 63 гексаграммы: конкретная символика знака плюс расклад её в динамике.

Китайское древнее гадание | журнал ярмарки мастеров

Тайцы большие мастера в вопросах празднования 🙂
Они с удовольствием отмечают и Католическое Рождество, и Европейский, Китайский и тайский Новые года,
бесчисленное множество буддийских праздников, Дни Рождения королевской четы — всех, и живых и покойных, а в Чианг Мае еще и добавляется неделя дизайна, неделя джаза, и куча всяких фестивалей — цветов, зонтиков, клубники, мотоциклов, цветения сакуры и т.д. и т.п. где народ, как водится, много и вкусно кушает, красиво наряжается, танцует, делает сэлфи, а главное — не работает!

Фестиваль малых народов севера Таиланда

Китайское древнее гадание, фото № 1

Женщина в национальной одежде племени Акха, все украшения — серебро ручной работы

Китайское древнее гадание, фото № 2

За много лет жизни на севере Таиланда, мы до сих пор не выучили все местные праздники.
Нет-нет, да и придем к закрытым дверям почты или наших партнеров по серебряным делам.
Очень бывает обидно…

Традиционный тайский обед — Пад Тай, на листьях банановой пальмы

Китайское древнее гадание, фото № 3

Но у всего этого безобразия есть и положительные моменты.
Например, если в России не грех гадать только на Святках (поправьте меня, если я ошибаюсь), то в Таиланде это можно делать круглый год. Совершенно официально, да еще прямо в храме!
Правда, традиция эта китайская — но об этом уже никто не переживает 🙂

Лестница к храму на горе Doi Suthep, 309 ступенек

Китайское древнее гадание, фото № 4

Только представьте — в самом городе расположено около 300 храмов. Один из самых почитаемых из них — Ват Прахат Дой Сутеп. Храм относительно молодой, он был построен в 1383 году на вершине горы Сутеп (Doi Suthep) — 700 м над городом.

Лестница к храму на горе Doi Suthep, древние керамические чешуйки змеи — Нага

Китайское древнее гадание, фото № 5

В темное время суток, в хорошую погоду, из города виден силуэт горы, а над ним — огни храма Ват Прахат Дой Сутеп.
Очень красиво 🙂

Золоченая ступа храма Ват Прахат Дой Сутеп

Китайское древнее гадание, фото № 6

По легенде, на спину слона положили священные буддийские реликвии и отправились в путешествие.
В одном месте, слон стал трубить и ходить кругами — это сочли хорошим знаком, и построили там храм.

Чтобы вы понимали, как высоко забрался слон — вид с горы Doi Suthep на Чианг Май

Китайское древнее гадание, фото № 7

Стены храма с фигурами Будды

Китайское древнее гадание, фото № 8

Сейчас на Дой Сутеп тянется огромное количество людей — тайцев, китайцев и туристов со всего мира.

Фигура Просветленного в позе медитации, в качестве подношений, прихожане приклеивают к нему тончайшие листики золотой фольги

Китайское древнее гадание, фото № 9

Люди идут помолиться, помедитировать (тут есть специальный центр медитации, где любой желающий может научиться как это делать) и… Погадать. Для этого есть два специальных помещения на территории храма. Определить их можно по бамбуковому стаканчику с палочками у алтаря

Алтарь, где проходят гадания

Китайское древнее гадание, фото № 10

Чтобы погадать, нужно сесть на коленки, прочитать молитву, поклониться и задать свой вопрос. После этого вы берете стаканчик с палочками и ритмично трясете их до тех пор, пока одна из них не вывалится на пол.

Молодые тайцы в процессе гадания

Китайское древнее гадание, фото № 11

Нужно запомнить номер на палочке и найти соответствующий кармашек с бумажками на стене — на той бумажке и будет ваш ответ, на тайском и английском языках.

Конвертики с бумажками — ответами

Китайское древнее гадание, фото № 12

Мы наблюдали за людьми и удивлялись, что и молодежь и пожилые искренне задавали свои вопросы. Кто-то уходил в сильном замешательстве, кто-то явно обрадованный.

Конечно, мы тоже погадали 🙂

Наша фотограф задает свой вопрос 🙂

Китайское древнее гадание, фото № 13

Хорошо бы, после, оставить пожертвование храму, но это не обязательно.
Всё на ваше усмотрение.

Монетки оставленные посетителями храма

Китайское древнее гадание, фото № 14

Какие ответы выпали нам, я не расскажу. Простите.
Мы вам искренне желаем попробовать такое гадание самостоятельно 🙂

Луна и золотое убранство храма

Китайское древнее гадание, фото № 15

Внутренние залы храма, со статуями особо почитаемых монахов и историями на фресках

Китайское древнее гадание, фото № 16

Дальше, еще немного фотографий — золотого убранства, так чудесно бликующего на солнце.

Китайское древнее гадание, фото № 17

Фигура янтарного Будды

Китайское древнее гадание, фото № 18

Фигура Просветленного складывает пальцами мудру, развернув ладонь к смотрящим на него

Китайское древнее гадание, фото № 19

Золотые кружева блестят на солнышке

Китайское древнее гадание, фото № 20

И куда же без серебра — визитной карточки северного Таиланда, где много поколений тайцев создают великолепные вещи из этого металла

Китайское древнее гадание, фото № 21

О чем еще вам рассказать?

Пишите в комментариях 🙂

Если вам было интересно — не скупитесь, поставьте сердечко, так мы будем знать, что не зря поднимались на гору и прошли 309 ступенек.
С любовью, из Чианг Мая.
Счастливые обладатели Горы Серебра — Вадим и команда.

p.s. Предыдущая публикация про фестиваль огней тут:

Тут про удивительный белый храм и тайского Гауди:

А здесь — самая первая статья этой серии — знакомство с городом Мастеров:

Название «канона перемен»

Существуют два основных его наименования: «И-цзин» 易經 («Канон Перемен», «Книга Перемен») и «Чжоу И» 周易 («Чжоуские Перемены»). Каждый из этих иероглифов чрезвычайно многозначен и потому названия можно интерпретировать по-разному:

  • И 易 — легкий, нетрудный; перемена, метаморфоза; неизменность; твердость
  • Цзин 經 — основная нить ткани, канон
  • Чжоу 周 — оборот, круг, цикл; везде, повсюду; полный, исчерпывающий; династия Чжоу (1045-221 до н.э.)

На русский язык «И-цзин» обычно переводят как «Книга Перемен», хотя правильнее называть его «Каноном Перемен». Оно пошло от первого русского академического исследования — «Китайская классическая “Книга перемен”», написанного востоковедом Юлианом Константиновичем Щуцким (1897-1938), расстрелянного в годы сталинских репрессий.

Возможно, не оборвись жизнь этого талантливого ученого так рано и страшно, многие загадки «И-цзин» были бы разгаданы. Впрочем, в Китае, нашей стране и на Западе исследования «Чжоу и» очень плодотворны и каждый год приносят новые интересные результаты.

Последовательность гексаграмм «канона перемен»

Существует несколько последовательностей гексаграмм «Канона Перемен». Одна из них — линейная, создание которой приписывается Фу Си. Её также называют «преднебесной».

Другая последовательность 64 гексаграмм — «посленебесная», автором которой считается Вэнь-ван, до конца не разгадана. Очевиден только алгоритм перехода нечетной гексаграммы в четную: либо каждая четная гексаграмма получается путём переворачивания стоящей перед ней нечетной гексаграммы, либо, если это невозможно, путём замены черт в предшествующей гексаграмме на противоположные.

Тем самым гексаграммы четко разбиваются на две группы — «верхнюю»上 шан и «нижнюю» 下ся. Однако как переходят друг в друга пары гексаграмм, до конца не выяснено, и это по-прежнему является объектом научных исследований и различного рода околонаучных интерпретаций.

Посленебесная последовательность 64-х гексаграмм, Канон Перемен, И-цзин
Посленебесная последовательность 64-х гексаграмм

О том, в чем различие между «преднебесным» и «посленебесным», очень хорошо выражено в самом начале трактата «Дао-дэ-цзин»:

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало Неба и Земли, обладающее именем – мать всех вещей.

Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. [Переход] от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному. («Дао-дэ-цзин», §1)

Таким образом, преднебесный чертеж может быть понят как сокрытое, безымянное Дао, в то время как посленебесный характеризует явленное, обладающее именем Дао. Очевидно, что схема, описывающая «наш» мир «десяти тысяч вещей», будет посленебесным порядком Вэнь-вана, а состояние, предшествующее Великому Пределу — преднебесным порядком Фу Си.

Хронологически же древнейшим является посленебесный порядок Вэнь-вана. Линейный порядок Фу Си появился значительно позднее, окончательно оформившись в трудах неоконфуцианцев Шао Юна 邵雍 (1011-1077) и Чжу Си 朱熹 (1130-1200).

В 1973 году при раскопках погребений в Мавандуе (Чанша, провинция Хунань), относящихся к эпохе Западная Хань (206 до н.э. — 9 н.э.), был обнаружен текст «И-цзин» с другим порядком гексаграмм. В мавандуйской версии гексаграммы объединены в восемь групп на основе восьми начальных триграмм.

Правила гадания

В начале мысленно сосредоточьтесь на определенном вопросе. Он должен быть предельно четким. При этом вам не должны мешать никакие внешние обстоятельства. Уединитесь в тихом месте и включите спокойную музыку.

Когда вы сформулируете вопрос, то начните подбрасывать одну монету за другой и внимательно смотрите, какой стороной они падают. Если все монеты выпали «орлом», то проведите сплошную черту на бумаге. Два «орла» и одна «решка» также обозначают непрерывную черту. Три или две «решки» — это прерывистая черта. Рисовать линии следует снизу-вверх.

Это и будет гексаграмма, в значение которой будет раскрыт ответ на волнующий вас вопрос. Всего необходимо провести 6 линий, то есть монеты подбрасываются так же 6 раз.

Далее обратитесь к гадательной таблице гексаграмм. Она построена на соединении двух триграмм в гексаграмме и имеет 64 варианта. В соответствии с теорией «Книги перемен» в этих вариантах отражен весь мировой процесс, все чередования ситуаций, происходящих от взаимодействия сил света и тьмы, добра и зла, ситуаций, в которых оказывается и действует человек.

Для того, чтобы найти в таблице свою гексаграмму, разделите ее на две части. Проведите мысленно одну линию по вертикали, а другую по горизонтали. Найдите номер гексаграммы на месте их пересечения и прочитайте толкование выпавшего символа. Это и будет ответом на ваш вопрос.

Происхождение гуа и многообразие мантических текстов

Существуют несколько гипотез, объясняющих появление триграмм и гексаграмм «Канона Перемен». Согласно одной из них, они восходят к гаданиям на костях животных и панцирях черепах (скапулимантия) эпохи Шан-Инь (1554-1046 до н.э.). Графические знаки «Чжоу-и» могли возникнуть как стандартизированные изображения трещин, появлявшихся в процессе гадания, когда кости нагревались и по ним по всем направлениям расходились разнообразные трещины, которые затем трактовались прорицателем.

Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах 甲骨文 цзягувэнь
Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах 甲骨文 цзягувэнь, эпоха Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.)

Интересные результаты принесли недавние раскопки в Цяотоу 桥头遗址 (пров. Чжэцзян, городской уезд Иу). В гробнице, относящейся к шаншаньской культуре 上山文化 был обнаружены сосуды с орнаментом в форме гексаграмм И-цзин, возраст которых составляет около 9000 лет.

Структура «и-цзин»

Наиболее ранний слой «Канона Перемен», возникший не позднее VIII–VII веков до н.э., представлен специфическими графическими символами — 64-мя гексаграммами 卦 гуа. 64 гексаграммы являются удвоением восьми триграмм 八卦 ба гуа. В китайской историософии создателем триграмм и, возможно, гексаграмм, считается легендарный первопредок китайской нации Фу Си 伏羲 (правил с 2852 по 2737 год до н.э.), автором гексаграмм — духовный основатель династии Чжоу (1045-256 до н.э.) Вэнь-Ван 文王 (1112-1050 до н.э.).

64 гексаграммы "Канона Перемен", И-цзин, Чжоу-и
64 гексаграммы «Канона Перемен», круглая небесная и квадратная земная последовательности

В древности имели хождение еще две версии «Перемен» 易 и, которые упоминаются в «Чжоу ли» 周礼 («Чжоуские ритуалы»), «Го юй» 国语 («Речи царств») и других источниках. Это «Ляньшань» 連山 («Цепь гор»), который, как считается, появился в эпоху Ся (2070-1765 до н.э., её историчность пока не доказана)

и «Гуйцан» 歸藏 («Возвращение к сокрытому») эпохи Шан-Инь (1554-1046 до н.э.). В 1993 году был обнаружен текст «Гуйцан», который более двух тысяч лет считался утерянным. Как и в «Чжоу и», в нём содержатся 64 гексаграммы, сопровождающиеся поясняющими их смысл текстами. Текст «Ляньшань» пока не обнаружен.

Гексаграммы 卦 гуа представляют собой 64 графических знака, состоящих из шести сплошных и разорванных черт, именуемых 爻 яо. Число 64 — это 2 в 6-й степени, максимальное число перестановок двух типов черт в шести позициях.

Сплошные черты символизируют 阳 ян (светлое, активное начало), разорванные — 阴 инь (темное, пассивное начало). Чертам присвоены определенные числовые значения: «девятка» и «семерка» — янским чертам, «шестерка» и «восьмерка» — иньским.

♦ По теме: Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци

«И-цзин» начинается словами, относящимися к первой гексаграмме: 元亨利貞 юань хэн ли чжэнь: «изначальность и доступность, мягкость и праведность». Они часто повторяются и издревле являлись немаловажной частью толкования «Перемен».

Каждая из гексаграмм представлена графическим знаком и текстом к нему:

  • Гексаграмма 卦 гуа
  • Название гексаграммы 卦名 гуа-мин
  • Гадательная формула (краткое выражение сути гексаграммы) 彖 туань
  • Афоризмы к гексаграмме в целом 卦辞 гуа-цы
  • Афоризмы к отдельным чертам 爻辞 яо-цы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *