Святочное гадание — пимоненко н.к. подробное описание картины, фото картины в хорошем качестве, аудиогид, интересные факты. официальный сайт artefact
Жизнь крестьян стала основной темой в творчестве русского художника Николая Пимоненко. Он отражал в произведениях мотивы украинской природы и культуры.
Будущий художник родился в семье иконописца в пригороде Киева Приорске.
В возрасте 18 лет поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, а через два года был принят в Императорскую Академию художеств. Николая Пимоненко считали талантливым учеником: в Академии он получил две малые и одну большую серебряные медали «За успехи в рисовании».
Вернувшись на родину, Пимоненко преподавал в Киевской школе рисования и инициировал создание Киевского художественного училища. Свои произведения живописец не раз представлял на международных выставках в Лондоне, Мюнхене, Берлине и Париже. В 1891 году его работа «Гопак» была отмечена золотой медалью Салона де Пари Общества французских художников, а затем ее приобрел в свою коллекцию Лувр. Долгие годы Николай Пимоненко был членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В конце 1880-х годов главной темой творчества художника стала жизнь украинского села. В картине «Святочное гадание», авторский вариант которой хранится в нашем музее, Пимоненко поэтизировал крестьянский быт. Прекрасные и улыбчивые девушки с его картины с интересом и волнением наблюдают за тем, как тень на стене причудливо меняет свои очертания. Это традиционное святочное развлечение: под зимние праздники незамужние крестьянки собирались в группы и гадали о будущем — когда выйдут замуж, кем будут мужья, какой будет жизнь. Гаданий существовало множество: можно было подслушивать под окнами и трактовать чужие слова, можно было бросать обувь за ворота, класть гребень под подушку, смотреть ночью в коридор из двух зеркал и давать курице поклевать зерно — к кому подойдет, та и замуж первой выйдет. Даже со свечой были варианты: девушки лили в воду расплавленный воск или наблюдали за игрой теней. А затем трактовали фигурки, которые видели.
Картина «Святочные гадания» экспонировалась на академической выставке в 1888 году. Художественные критики высоко оценили это полотно.
§
В работе отражены качества, которые отличают творческий подход мастера, — сочетание внимательного наблюдения натуры и поэтичной трактовки сюжета. Выразительной особенностью манеры письма художника была тонкая проработка фактур пейзажа, в особенности неба, которому он уделял большое внимание. Кроны деревьев живо написаны мазками тонкой кисти. Внимание к реалистичным осязаемым фактурам леса в работе сочетается с романтической художественной идеей. Ясное дневное небо и освещённые солнцем деревья на контрасте с глухим пространством лесной чащи создают образ таинственной природы.
Введение
Тема проекта: «Народные гадания и их отражение в художественной литературе (на примере произведений В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина)».
Гадания появились еще на заре человечества, вероятно, тогда, когда человек впервые задумался о том, что его ждёт, что готовит ему грядущее, а вместе с тем, можно ли это будущее изменить. Стремясь обрести в будущем поддержку и разгадать его тайну, люди совершали паломничества к оракулам, вопрошали жрецов, шаманов, предсказывали будущее по полёту птиц, кофейной гуще, искали ответы в священных книгах и текстах.
Актуальность темы: приобщение к историческому и культурному наследию народа, способствует возрождению народных традиций, поддержанию интереса к национальной истории. Святочные гадания и традиции являются частью духовной культуры русского народа.
Объект исследования: Святочные гадания и традиции на Руси.
Предмет исследования: — Виды святочных гаданий;
— Баллада В.А. Жуковского «Светлана»;
— Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
— Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Гипотеза исследования:
1. Святочные гадания – источник вдохновения для многих русских писателей. В свое время к теме святок обращались известные писатели и поэты. Святки – удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно всё. Эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда.
2.Святочные гадания популярны и в наше время, и сейчас люди знают различные виды гаданий, ждут с нетерпением святок, чтобы заглянуть в свое будущее.
Цель:
- Получить знания о святочных гаданиях и традициях.
- Приобщиться к традициям русской культуры.
— Проследить, как отразилась эта традиция в произведениях русских писателей.
— На основе анализа исторической и художественной литературы, определить и составить буклет со святочными гаданиями, адаптированными к реалиям сегодняшнего дня.
Задачи:
— Рассмотреть историю и истоки гаданий.
— Проанализировать балладу В. А. Жуковского «Светлана», повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
— Подобрать литературу (историческую и художественную) по проблеме и провести анализ содержания, на основе имеющихся знаний отобрать материал по теме и оформить результаты работы в виде буклета.
Теоретическую часть работы составлены на основе трудов М. Забылина и И.П. Сахарова. В процессе работы перечитаны баллада В. А. Жуковского «Светлана» , повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и роман Пушкина А.С. «Евгений Онегин».
Методы исследования: Работа с разными источниками информации, наблюдение, опрос, анализ опроса.
Теоретическая значимость: типы гаданий и их отражение в русской литературе.
Практическая значимость: Данная работа имеет практическую направленность, её можно использовать при изучении произведений В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С. Пушкина в школе, при проведении внеурочных познавательных мероприятий.
1.Святки. Виды святочных гаданий.
Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси.
Именно гаданиям во время зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение в языческие времена. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активными, а границы между мирами более тонкими, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий.
Стоит отметить, что в году существовало два периода святочных гаданий – летний и зимний. Но именно зимним святкам отдавалось предпочтение, так как наступление нового года всегда было окружено неким ореолом таинственности и волшебства. К тому же, в долгие зимние вечера, когда работы в поле не было, да и по хозяйству особенно никто не перетруждался, заниматься было нечем.
Именно в такие вечера девушки гадали на суженых, совершая магические таинственные ритуалы. Ну, а люди семейные гадали о более, с их точки зрения, насущных делах – будущем урожае, достатке, появлении потомства и так далее. И если летние гадания проходили всегда коллективно, весело, то зимние святки – это дело сугубо индивидуальное, для нескольких близких друг другу человек.
Причем зимние гадания, как правило, происходили ночью, иногда с предметами, которые могли погрузить человека в транс, и, порой, в таких местах, которые и при свете дня многие люди обходят стороной! Как правило, гадание происходило в одиночестве в каком-то уединенном месте, причем, нечистом – например, баня, хлев, кладбище и так далее.
Приведем примеры наиболее распространенных святочных гаданий.
Литьё воска.
Берут восковую свечу (можно и простую, парафиновую, елочную) и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растает, берут таз с водой и сразу, одним духом, выливают в воду содержимое ложки.
Бросание башмачка.
Гадающие девушки обыкновенно выходят за околицу деревни и бросают впереди себя башмачки (с левой ноги). Глядя на то, куда указывает носок башмака, можно судить о том, с какой стороны будет суженый.
Гадание с петухом.
По полу рассыпают считанные зерна и ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж.
Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим, петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал — это означает неудачу в этом году.
Гадание с лодочкой.
Для этого гадания берут таз с водой. По краям этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение, страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. Берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной).
Гадания с зеркалами.
Гадание проводится в пустой и тихой комнате. Не должно быть никого и никаких звуков. Гадающая девушка должна распустить волосы и полностью сосредоточиться. Она должна сидеть в темноте возле двух противоположно поставленных зеркал. В полночь девушка зажигает две свечи, расставленные по бокам от зеркал, и произносит: «Суженый мой, ряженый, покажись мне» и начинает вглядываться в галерею отражений, надеясь увидеть своего жениха.
Гадание на соломе.
Гадать на соломе интереснее всего, когда присутствует много людей. Ровно в полночь собравшиеся в одной комнате зажигают свечку. На стол кладут солому, сбитую в ком, ставят на этот ком сковородку, кладут камень, наливают немного воды. Затем каждая из девушек тихонько вытягивает по соломинке, и по звукам, производимым камнем при колебании на сковороде, она должна услышать имя суженого. Во время гадания в комнате должна быть абсолютная тишина.
Гадание на спичках.
По бокам спичечной коробки вставляются две спички и поджигаются. Если сгоревшие головки будут обращены друг к другу, то значит «загаданные» парень и девушка будут вместе. Если головки спичек смотрят в разные стороны или отвалились – то нет.
Гадание по лаю собак.
В полночь нужно взять нож, выйти на улицу, подойти к сугробу и начать резать снег ножом, приговаривая: «Черт, черт, не молчи, черт, черт, подскажи, какой мне муж попадётся, смеяться или плакать придётся?». Произнеся слова заклинания, замолчать и внимательно прислушаться к лаю собак.
Если раздастся злобный, резкий лай, значит, будущий муж будет строгий и угрюмый. Хриплый лай сулит старого жениха. Визгливый лай – у жениха будет скверный характер. Звонкий лай – молодого. Если же собаки будут лаять весело и заливисто, то и муж будет весёлый и добрый.
Гадания были очень популярны, с их помощью люди могли узнать самые сокровенные тайны. В наше время гадания так же пользуются спросом, потому что и сейчас люди хотят заглянуть в свое будущее.
4. Отражение гаданий в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«По старине торжествовали В их доме эти вечера» (V, IV, 9-10), т. е. святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.
Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны. Однако пропуск этой красочной детали святочного обряда, вероятно, связан с тем, что во всем цикле он выделяется наименее ясной выраженностью свадебных мотивов. Автор целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини.
VIII, 1-14 — Татьяна любопытным взором… — «После всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними «свою судьбу».
Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню: «хлеба да соли». Все сидящие гости пели под ее голос.
С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь святочные подблюдные песни. Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение.
Во время Святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины (IV, XLVIII). Подблюдные песня сулила Татьяне замужество на богатой стороне, следовательно, богатого мужа. Предсказание сбылось.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Опрос и анализ опроса по гаданиям
В ходе исследования я решила провести опрос среди своих одноклассников с целью выяснить, знают ли они и их родители, что такое Святочные гадание и гадают ли они. Перед опросом у меня была следующая гипотеза: мои одноклассники знают разные виды гаданий, неоднократно видели, как гадают их родители или сами участвовали в гаданиях, проявляют интерес к этой теме. Было составлено шесть вопросов:
1.Как вы относитесь к гаданиям?
2.Знаете ли вы, что такое Святочные гадания?
3.Гадали ли вы когда-нибудь?
4.Гадают ли ваши родители?
5.Какие гадания вам известны?
6.Зачем люди гадают?
В опросе приняло участие 20 человек.
На 1 вопрос «Как вы относитесь к гаданиям?» 50% опрошенных ответили «нейтрально», 36.5% ответили «плохо» и 13.5% ответили «хорошо».
На 2 вопрос «Знаете ли вы, что такое Святочные гадания?» 45% опрошенных ответили «нет, не знаю» и 55% ответили «да, знаю».
На 3 вопрос «Гадали ли вы когда-нибудь?» 65% учащихся ответили «нет, не гадал(а)», 35% ответили «да, я пробовал(а)».
На 4 вопрос «Гадают ли ваши родители?» 35% опрошенных ответили «нет, мои родители не гадают», 55% опрошенных ответили «да, мои родители гадают» и 10% людей ответили «я не знаю, гадают мои родители или нет».
На 5 вопрос «Какие гадания вам известны?» 60% опрошенных знают несколько видов гаданий, остальные 40% не знают ни одного вида гаданий.
На 6 вопрос «Зачем люди гадают?» 100% опрошенных ответили «чтобы узнать свою судьбу, будущее».
Таким образом, опрос подтвердил гипотезу. Большинство участников опроса имеют представление о гаданиях, но не знакомы с их видами и не интересуются ими. Я думаю, это свидетельствует о том, что люди стали забывать историю своих предков, хотя именно в этом заложено наше будущее.
Ещё раз вспомним слова М.П. Мусоргского: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.». Возможно, люди стали более прагматичны, они более полагаются на себя самих как на создателей своей судьбы
Заключение
Святки – удивительный период времени: один год приходит на смену другому, и кажется, что возможно все: эта необычная атмосфера праздника вселяет веру в возможность чуда. Русская история богата святочными традициями и гаданиями, которые являлись для человека ключиком к замку на двери в будущее.
И каждый хотел приоткрыть эту дверь с верой в исполнение своих желаний, в лучшую долю для себя и своих близких. Миропонимание народа неразрывно связано с его культурой, в том числе и с художественной литературой. К теме святок обращались в своем творчестве и В. А. Жуковский, и Н. В. Гоголь, и другие известные писатели и поэты, что подтверждает первую гипотезу.
Целью работы было расширение знаний о святочных гаданиях, народных традициях, анализ баллады В. А. Жуковского «Светлана» и повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и других произведений.
Информация о святках и святочных гаданиях отражена в реферативной, теоретической части.
В практической части приводится опрос одноклассников по теме «Святочные гадания» и анализ опроса, который опровергает вторую гипотезу.
Данная работа имеет практическую направленность: может использоваться на уроках литературы при изучении творчества В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, А.С.Пушкина может применяться для проведения внеклассных познавательных мероприятий; что знакомство с произведениями этих классиков в старших классах даст богатый материал для исследования по этой теме.
Викторина по истории русской литературы | материал по литературе (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
Викторина «Знаете ли вы историю русской литературы?»
- Кто из русских писателей был в юности «пожалован» Екатериной ]] в пажи, а затем стал ярым врагом самодержавия? (А. Н. Радищев)
- Как отнеслась Екатерина ]] к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»? ( Она сказала о Радищеве : «Он бунтовщик хуже Пугачева». А. Н. Радищева приговорили к смертной казни, которую заменили ссылкой, надеясь, что из ссылки он живым не вернется)
- Из какого произведения А. Н. Радищева эти строки:
«Власть царска веру охраняет,
Власть царска веру утверждает,
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится» ? (Из оды «Вольность»)
- Какое литературное общество основал в 1811 г. Адмирал А. С. Шишков? («Беседу любителей русского слова», общество защитников старых литературных и политических взглядов в словесности)
- Перечислите членов литературного общества «Арзамас»? (П. А. Взяемский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. И. Тургеньев, В. А. Жуковский и др.)
- Какой поэт 22 года своей жизни посветил переводу «Иллеады» Гомера на русский язык? ( Н. И. Гнедич)
- Назовите известного русского поэта, партизана и организатора партизанской борьбы в период Отечественной войны 1812 г. ( Д. В. Давыдов)
- Какое литературное произведение начинается картиной святочного гадания? (Баллада В. А. Жуковского «Светлана»)
- Кто и в каком стихотворении так описал море:
«Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей,
Ты живо; ты дышишь, смятенной любовью,
Тревожною думой наполнена ты» ?( В. А. Жуковский в стихотворении «Море»)
- Кто из поэтов начала 19 века называл Аракчеева, одного из любимцев Александра [ :
«Надменный временщик, и подлый и коварный…
Неистовый тиран родной страны своей»? (К. Ф. Рылеев)
- Два друга, поэты-декабристы, писали совместно революционные песни. В одной из песен говорится о том, как кузнец несет 3 ножа: один – «на бояр, на вельмож», другой – «на попов, на святош», а «третий нож на царя». Назовите этих поэтов. (К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев)
- Какой альманах издавали декабристы К. Рылеев и А. Бестужев? («Полярная звезда»)
- Кто из русских писателей выпускал периодический сборник статей «Полярная звезда»? Что бы изображено на обложке этих сборников? (А. И. Герцен и Н. П. Огарев. На обложке «Полярной звезды» была виньетка с силуэтами пяти казненных декабристов)
- Вспомните поэта, замученного солдатчиной и трагически погибшего в 1838 году в военном госпитале. (Поэт А. И. Полежаев)
- Кто из поэтов-декабристов так писал о царе:
«Отечество наше страдает
Под игом твоим, о злодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей»? (П. А. Катенин)
- Кто из русских писателей, будучи дворянином приписался вместе с семьей к крестьянскому обществу? (А. И. Герцен)
- Кто из русских писателей создал повесть о крепостной актрисе «Сорока-воровка»? (А. И. Герцен)
- Кто из девяти лет, в течение которых занимался литературной деятельностью, почти 5 лет провел в одиночной камере Петропавловской крепости? (Д. И. Писарев)
- Кто выступил в печати под псевдонимом Козьма Прутков? (Братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир, Александр) и А. К. Толстой)
- Кто написал очерки «Четверть лошади», «Власть земли», «Книжка чеков»? (Глеб Успенский)
- Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»? (Н. С. Лесков)
- Кому принадлежат слова: «Литература у народа, не имеющего политической свободы – единственная трибуна, с высоты которой он может заставить услышать крик своего негодования и своей совести»? (А. И. Герцену «О развитии революционных идей в России»)
Литературная викторина «русская литература серебряного и золотого веков»
1. Тяжёлая судьба выпала на долю русских писателей XX века. Революция, гражданская война, годы утверждения Советской власти, период сталинского тоталитаризма, Отечественная война – немало испытаний выпало на их долю. Соотнесите фамилии писателей и факты их биографии:
а) Н. Клюев, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, И. Бабель, И. Катаев, Б. Пильняк, М. Кольцов, Д. Хармс.
(Расстреляны).
б) Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, Я. Смеляков и др.
(Отбывали сроки заключения в лагерях).
в) М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, А. Ахматова, М. Зощенко и др.
(Подвергались «нравственной экзекуции»).
г) М. Пришвин, Б. Пастернак, К. Паустовский, Ю. Олеша, Е. Шварц.
(Удалось пробиться к читателю при жизни).
д) И. Бунин, Л. Андреев, К. Бальмонт, А. Куприн, И. Северянин, Тэффи, М. Алданов, В. Ходасевич, В. Набоков, И. Бродский, А. Галич и др.
(Эмигрировали из России).
2. Назовите фамилию одного из самых знаменитых поэтов своего времени – самого читаемого и почитаемого из гонимых и осмеянных декадентов.
(Константин Дмитриевич Бальмонт).
3. Кому из русских писателей принадлежат слова: «… Я мечтал поехать на Запад как на праздник, но на празднике повседневно существовать бы не смог… Пусть даже родные берёзы, привычные неприятности и даже – привычные гонения. И – надежда»? В связи с чем они были произнесены?
(Борису Пастернаку, не поехавшему за границу получать Нобелевскую премию, присуждённую ему в 1958 г. за роман «Доктор Живаго».
Отказ от премии связан с нападками коллег, требующих
Выслать Б.Л.П. «за предательство» из СССР).
4. Как переводится на русский язык фамилия «Живаго» (Б. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (1945-1955 г.)?
(Это исконно русская фамилия, взятая из молитвы, прославляющей Духа Живаго,
носителем которого на земле является человек).
5. Когда и кому из советских писателей была присуждена Нобелевская премия со следующим обоснованием: «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы»?
(В 1958 г. Борису Львовичу Пастернаку).
6. Кто и когда из советских поэтов от имени всего русского народа заверял: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово»?
(А.А. Ахматова во время работы над статьями об А.С. Пушкине
в 1942 г., т.е. в годы ВОВ).
7. Комментируя дату своего рождения, она обнаружила, что в этот же день родился Чарли Чаплин, «Крейцерова соната» Льва Толстого, Париж праздновал столетие падения Бастилии, а в ночь на Руси справляли праздник Ивана Купалы. Она всегда ощущала себя частью единого мира и видела некие мистические знаки в дате, когда появилась на свет. Назовите имя этой русской поэтессы и дату её рождения.
(Анна Ахматова – 23 июня 1889 г.).
8. Какого русского поэта за магию звуков, эксперименты с ритмом, виртуозность техники называли «Паганини русского стиха»?
(Константина Дмитриевича Бальмонта: 1867 – 1942 гг.).
9. Многие поэты посвящали ему свои стихотворения, видя в нём, прежде всего, «стихийного гения», «вечно вольного, вечно юного» Ариона, обречённого стоять «где-то там на высоте», полностью погружённого в откровения своей бездонной души.
«О, кто из нас в лирические бури
Бросался, наг, как нежный Лионель?»
• Кто он – этот певец, Арион, носивший псевдоним Лионель?
(К. Бальмонт – в «Северных цветах»).
• Какие ещё псевдонимы были у этого поэта?
(Гридинский – в журнале Ясинского «Ежемесячные сочинения»).
10. Его облик выделялся из толпы, не оставляя равнодушным даже случайного прохожего. О своих впечатлениях от встречи с каким русским поэтом рассказывает А. Белый: «Я видел… как в чопорном квартале Парижа – Пасси, прохожие останавливались, завидев…<его>, и долго глядели ему вслед. Не знаю, за кого принимали его любопытные рантье, — за русского «prince» за испанского анархиста, или, просто, за обманувшего бдительность сторожей сумасшедшего. Но их лица долго хранили след недоумённой тревоги, долго они не могли вернуться к прерванной мирной беседе о погоде или о политике в Марокко»?
(С К.Д. Бальмонтом).
11. Кого из русских поэтов критики называли «русским Бодлером», поэтом смерти, потому что мотивом смерти, идеей самоистребления пронизаны все мироощущения поэта?
(Фёдор Константинович Сологуб: 1863 – 1927 гг.).
12. Приверженец концепции целостности бытия, единства всех сфер жизни: материального, идеального и духовного — с Богом, он был убеждён, что русская поэзия должна пить из одного источника – христианского миросозерцания, и потому не признавал бездуховной поэзии с её «горизонтами вертикальными в шоколадных небесах», «полузеркальными мечтами», «гиацинтовыми Пегасами», «шуршащими камышами», с её тоской, разочарованностью, манерностью и культом индивидуализма. О ком идёт речь?
(Сын известного русского историка, поэт и крупнейший русский философ
Владимир Сергеевич Соловьёв: 1853-1900 гг.).
13. Как называлось знаменитое артистическое кафе, где в начале XX века обычно собирались петербургские поэты?
(«Бродячая собака»).
14. Назовите место сборищ петербургских литературно-журналистских компаний — в основном, алкоголиков и профессиональных неудачников?
(Расположенный неподалёку от Пяти углов
на Владимирской площади трактир «Капернаум»).
15. Кого из русских поэтов Анна Ахматова назвала «трагическим тенором эпохи», потому что ему удалось передать метания души, потерявшей Бога, веру, идеалы, а его муза – «роковая о гибели весть», «поруганье заветов священных, а для самого поэта – «мученье и ад»?
(Александр Александрович Блок: 1880-1821 гг.).
16. Кому из известных русских поэтов ни З.Н. Гиппиус, ни В. Брюсов, на суд которых были представлены опыты тогда ещё молодого поэта, не предрекли автору «большого» будущего, однако и не отказали своему единомышленнику в публикации?
(А.А. Блоку).
17. Кто из русских писателей, принимая Нобелевскую премию, в своём ответном слове подчеркнул, что премия принадлежит не столько ему, сколько всей русской литературе, России, верным сыном которой он чувствовал себя на протяжении всей своей жизни?
(Эмигрант Иван Андреевич Бунин: 1870-1953 гг.).
18. По словам П. Когана, это «поэт деревенского запустения, и в изображение этого запустения он внёс манеру своего письма. Настроение томительное и нудное разливается естественно при чтении его повести, и навевает она мысли серьёзные и значительные, как и вся его поэзия». О каком поэте идёт речь?
(Об И.А. Бунине – повесть «Деревня»).
19. О ком современники справедливо говорили, что он чужд суровому толстовству, мрачности психологических бездн Достоевского, вересаевской задумчивости, андреевского пристрастия к неразрешимым вопросам и горьковской революционности: этот художник слова «со слезами восторга» пропел гимн жизни – любви, природе, поэзии, ценности человеческой личности, движению, поиску, естественному человеку, не осквернённому цивилизацией — он любит жизнь больше её смысла? Кто он?
(Александр Иванович Куприн: 1870-1838 гг.).
20. Какой известный русский писатель грустно и без иллюзий о себе однажды сказал: « В учителя жизни я не гожусь: сам всю свою жизнь исковеркал, как мог. Для моих читателей я просто добрый товарищ со многими слабостями и занятный рассказчик. И всё»?
(А.И. Куприн).
21. Однажды шофёр такси, тоже русский эмигрант, как и сам писатель, услыша знакомую фамилию, поинтересовался, не отец ли его пассажир знаменитой парижской манекенщицы и популярной актрисы с псевдонимом Киса… Придя домой, писатель с горечью сказал жене: «До чего дожил… Стал всего лишь отцом «знаменитой дочери». Назовите фамилию писателя и его дочери.
(Куприны: Ксения и Александр Иванович).
22. Кого из известных русских писателей во время сдачи вступительных экзаменов в Академию Генерального штаба настигает расплата «за шалость» — незадолго до окончания экзаменов поступает приказ командующего Киевским округом о запрете на поступление в Академию в течение пяти лет «за оскорбление полицейского чина»? О какой «шалости» идёт речь?
(А.И. Куприн по пути в Киев вдвоём с приятелем выбросил в воду
из плавучего ресторана околоточного надзирателя).
23. Какое пушкинское стихотворение перекликается с предпоследней строфой стихотворения Ф.И. Тютчева «Бессонница» (1829):
«И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!»?
(«Вновь я посетил…» — 1835 г.:
«Здравствуй, племя младое, незнакомое!»).
24. Назовите фамилию няни А.С. Пушкина.
(Арина Родионовна Яковлева – 1754-1828 гг.).
25. Назовите отчество дядьки А.С. Пушкина.
(Никина Тимофеевич Козлов – был женат на дочери Арины Родионовны – Надежде Фёдоровне).
26. Назовите фамилию той, дружбу с которой А.С. Пушкин сохранил до конца своей жизни, именно которой он последнюю роковую тайну – о предстоящей дуэли?
(Зине, Зизи, как звали её в семье – Евпраксии Николаевне Вульф, по мужу – Вревскаой, дочери П.А. Осиповой).
27. Назовите пять произведений А.С. Пушкина, в которых имя главной героини Мария.
(«Дубровский», «Капитанская дочка», «Полтава», «Метель»,
«Выстрел», «Бахчисарайский фонтан»).
28. Каким известным своею красотой алмазом персидские власти компенсировали убийство русского драматурга Александра Грибоедова?
(Шах).
29. Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «Горе от ума», писал А.С. Грибоедову: «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу»?
(А.С. Пушкин).
30. Какое литературное произведение начинается картиной святочного гадания?
(В.А. Жуковский – поэма «Светлана»).
31. Кому из русских классиков принадлежит афоризм: «Краткость – сестра таланта»?
(А.П. Чехову).
32. Кто из героев А.П. Чехова отправил письмо с адресом: «на деревню дедушке»?
(Ванька Жуков).
33. Озаглавив однажды свою новую поэму словом — наречием, этот поэт хотел продолжить свои опыты – мечтал создать поэму-антипод. Под каким заглавием?
(В.В. Маяковский – поэма «Хорошо» и не написанная – «Плохо»).
34. Что было особенного в завещании И.А. Крылова?
(Согласно завещанию, друзьям и знакомым после смерти
вместе с извещениями о похоронах были вручены экземпляры
нового издания басен Крылова).
35. Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит фразу «Рукописи не горят»?
(Воланд).
36. Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» написал поэму о Христе? Укажите его псевдоним.
(Иван Бездомный).
37. Какая книга становится для Шарикова из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» учебником жизни?
(«Переписка Энгельса с Каутским»).
38. В чьём кабинете «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года»?
(В кабинете Манилова – Н.В. Гоголь, «Мёртвые души»).
39. О ком справедливо замечает А.И. Герцен: «… умная ненужность». «Он никогда не становится на сторону правительства… и никогда не способен встать на сторону народа»?
(Об Онегине).
40. В каком произведении Н.А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки»?
(«Мороз, Красный нос»).
41. Кто из представителей «старого мира», появляющихся на первых страницах поэмы А.А. Блока «Двенадцать», сопровождает двенадцать и в финале поэмы?
(Пёс).
42. К кому из русских писателей вскоре после похорон Л.Н. Толстого обратился один семилетний мальчик с просьбой:
«…Все писатели русские умерли, только ты остался. Напиши мне и сказку и пришли мне»?
(К М. Горькому).
43. Кто из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» сотрудничал с известным реформатором Сперанским, был увлечён его идеями?
(Андрей Болконский).
44. Кто из русских писателей был осуждён на каторжные работы и 4 года провёл в Омском остроге, а затем ещё 5 лет жил в ссылке в Семипалатинске?
(Ф.М. Достоевский).
45. Кто из русских критиков XIX века не считал Кабанову Катерину «лучом света» и называл её Офелией, которая наделала множество глупостей?
(Д.И. Писарев).
46. Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»?
(И.А. Гончаров).
47. В каком произведении, название которого состоит из двух одинаковых слогов, И.С. Тургенев особенно ярко изобразил свою мать, послужившую прототипом главной героини?
(В рассказе «Муму»).
48. Какой песней начинается драма А.Н. Островского «Гроза»? Кто её поёт?
(Кулигин — «Среди долины ровныя»).
49. Кто является автором слов романса «Утро туманное»?
(И.С. Тургенев).
50. Каким литературным псевдонимом пользовался Н.А. Некрасов в начале своей литературной работы?
(Феоктист Онуфрич Боб).
51. В каком произведении А.П. Чехов назвал современную ему жизнь жизнью, «не запрещённой циркулярно, но и не разрешённой вполне»?
(«Человек в футляре»).
52. Кем были предки А.П. Чехова?
(Крепостными).
53. Когда И.А. Бродский получил Нобелевскую премию?
(В 1987 г.).
54. Кого из героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир», типичного представителя первой четверти XIX века, А.И. Герцен назвал «дрянью Александровского поколения»?
(Бориса Друбецкого).
55. Едва появился этот роман в печати, «поднялась целая буря толков, споров, сплетен, философских недоразумений. Всё то, что бродило в обществе, как неопределённая, скорее ощущаемая, чем сознаваемая сила, воплотилось теперь в определённый, цельный образ… В гостиных и клубах, в департаментах, в ресторанах, в аудиториях, в книжных магазинах… только и толков было, что…» об этом романе.
• О каком произведении и какого автора идёт речь?
(О романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
56. В сюжетах русской классики очень часто встречается дуэль. Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович в романе И.С. Тургенева. Насколько точно эти условия были соблюдены?
(Это скорее всего пародия на дуэль: «стандартные» правила нарушены: не было явной ссоры, которая могла бы послужить официальным её обоснованием;
секундантов с обеих сторон нет – вместо них один свидетель и то это Пётр – лицо недворянского звания).
57. Кто из художников слова утверждал, что «поэт – равенство души и глагола»?
(М. Цветаева).
58. Кто из художников слова утверждал, что «поэта, не принимающего какой бы то ни было стихии, — следовательно и бунта, — нет»?
(М. Цветаева).
59. О ком из советских поэтов идёт речь: в 14 лет комсомолец и сельский корреспондент, позже – студент Смоленского педагогического института, тогда ещё молодой поэт, вызванный по делу раскулачивания отца, заявил, что «с семьёй не проживает и идейно с ней не связан»?
(А.Т. Твардовский).
60. Кто из русских поэтов – романтиков, исследователей, называвший свою поэзию Музой Странствий, первым перевёл вавилонский эпос «Гильгамеш» (его коллекция уступала лишь собранию Миклухо-Маклая), в августе 1914 года добровольцем пошёл на фронт, где за личное мужество был произведён в унтер-офицеры, а затем и прапорщики и дважды награждён солдатским орденом – Георгиевским крестом?
(Н.С. Гумилёв: 1866-1921).
61. Какие фамилии носила Ахматова «в миру»?
(Настоящая фамилия – Горенко, в замужестве – Гумилёва.
Псевдоним в честь бабушки, чингизидки, татарской княжны Ахматовой
взяла неосознанно, не сообразив, что собирается стать русской поэтессой).
62. Какие события в личной жизни поэтессы дали повод к написанию знаменитого «Реквиема»?
(Арест в 1935 г. сына Льва Николаевича Гумилёва: 17 месяцев в тюремных очередях.
Его арестовывали ещё дважды: в 1938 г. и в 1949 г., приговаривали к расстрелу,
заменённому ссылкой. Реабилитирован после XX съезда КПСС в 1956 г.).
63. Какая премия не была присуждена А.И. Солженицыну за повесть «Один день Ивана Денисовича»?
(Ленинская премия в области литературы,
на которую Солженицын несколько раз выдвигался).
64. В каком году А.И. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы?
(В 1970 г.).
65. От каких российских наград дважды за годы правления Б.И. Ельцина отказывался Солженицын?
(От Государственной премии Росси в 1990-м году и от ордена Андрея Первозванного,
которым он был удостоен с 80-летием со дня рождения 11 декабря 1998 г.).
66. Какой гражданский подвиг совершил Александр Исаевич Солженицын в день своего 80-летнего юбилея?
(Он отказался от высшей награды России – ордена Андрея Первозванного).
67. При генеральной репетиции какой из пьес Горького правительство стянуло к театру жандармов и полицию, а капельдинеров в театре заменило городовыми?
(Пьесы «Мещане»).
68. Какую пьесу Горького, по словам артиста Качалова, встречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?
(«На дне»).
69. Кто из русских писателей, который никогда не выезжал из России, написал об англичанах так, что создаётся впечатление, что рассказ переведён с английского языка?
(А. Грин – рассказ «Зелёная лампа»).
70. О ком писал Даниил Гранин:
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру …<его>. Я открываю его на любой странице, так весной протирают окна в доме, всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве.
Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Африку и на целину, идти на свидание; он поэтичен, мужествен»?
(Александр Грин).
71. О ком пишет М. Цветаева:
«Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны,
Кем ты призван
В мою молодую жизнь»?
(Об А.А. Блоке — из «Стихов к Блоку»).
72. О ком таким образом пишет Марина Цветаева:
«Превыше крестов и труб,
Крещённый в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ…»?
(О В.В. Маяковском – «Маяковскому»).
73. О ком из художников слова пишет М. Цветаева:
«О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы!»?
(Об А.А. Ахматовой – Из цикла «Ахматовой»).
74. «Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мёртвому – дроги,
Каждому – своё.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне…»
• Что, по словам М. Цветаевой, необходимо делать ей?
(«… славить Имя твоё» — из «Стихов к Блоку»).
75. О ком пишет М. Цветаева:
«… Ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил мне идти…»?
(Об А.С. Пушкине – «Встреча с Пушкиным»).
76. Кому принадлежат следующие строки:
«Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: — Откуда мне сие?»
(М. Цветаевой).
77. О ком из русских писателей в статье, посвящённой его 80-летию, известный французский романист Анатоль Франс, писал, что этот
«Создатель эпических полотен… — наш общий учитель во всём…<Он> служит нам также неподражаемым примером нравственного благородства, мужества и великодушия»?
(О Л.Н. Толстом).
78. Кому из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принадлежит возглас: «Протестую! Достоевский бессмертен!»?
(Поэту Бездомному).
79. Кому из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Д.И. Писарев дал следующую характеристику:
«Великолепно исполненная карикатура безмозглого прогрессиста»?
(Ситникову).
80. О ком Н.В. Гоголь сказал: «Прореха на теле человечества»?
(О Плюшкине).
81. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» большую роль играет символика цвета. Какой это цвет?
(Жёлтый).
82. Кто из русских художников слова в письме к одному из своих друзей написал:
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство – начхать — самое высшее музик-холл»?
• О каком «царстве» он пишет?
(С.А. Есенин – о Западе).
83. В газете «Ecliar» Мережковский называл его хамом, а Гиппиус альфонсом, по словам самого поэта, за то, что он , пришедший из деревни, имел право носить это.
• О ком и о чём идёт речь?
(О С. Есенине и его валенках.
«- Что это на вас за гетры? – спросила она, наведя лорнет.
Я ей ответил:
— Это охотничьи валенки.
— Вы вообще кривляетесь»).
84. Восстановите есенинские строки:
«Она такая дурочка,
Как те и та…
Вот потому…»
(«…Снегурочка всегда мечта»)
85. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, и его автора:
«…Читают Пинкертона
За кружкой пива вслух.
Пускай от пива горько,
Они без пива – вдрызг.
Все бредят Нью-Йорком,
Всех тянет в Сан-Франциск»?
(С. Есенин – «Папиросники»: «карманники, весёлые воры»).
86. Назовите произведение, из которого взят этот отрывок, и его автора:
«Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора».
(С. Есенин – «Русь уходящая»).
87. С. Есенин утверждает, что их на свете до того много, что «нам с тобой их не счесть никогда». О ком или о чём пишет поэт? Назовите также того, кому адресовано стихотворение.
(«Ах, как много на свете кошек…». Сестре Шуре).
88. Кто из великих русских писателей признавался: «Я никогда не мог творить из головы. Мне для того, чтобы вывести какое-либо вымышленное лицо, необходимо избрать себе живого человека, который служил бы мне как бы руководящей нитью»?
(И.С. Тургенев).
89. Как известно, началом своей литературной деятельности Маяковский считал 1909 год, когда он, находясь в тюрьме, стал писать стихи. Назовите самые популярные стихи В.В. Маяковского, написанные им в заключении.
(Они не известны читателю,
т.к. были отобраны у поэта при его выходе из заключения).
90. Как называется самое раннее из сохранившихся произведений В.В. Маяковского? Назовите время выхода его в печать?
(Стихотворение «Ночь» — появилось в печати в 1912 г.).
91. Как известно, В.В. Маяковский в течение своей жизни выпустил около 90 книг. А как назывался первый сборник поэта? Назовите год его издания.
(Сборник «Я» состоял из 4-х стихотворений — 1913 г.).
92. Какая «вещь», по словам В.В. Маяковского, необычайно длинная?
(Время).
93. В связи с чьим юбилеем написано стихотворение В.В. Маяковского «Юбилейное» 1924 года?
(В связи с 125-летием со дня рождения А.С. Пушкина,
отмечавшимся 6 июня 1924 г.).
94. Продолжите строки стихотворение В.В. Маяковского:
«О боге болтая,
о смирении говоря,
помните день…»
• Как называется это стихотворение?
(«… 9-е января» — «9-е января», 1924 г.).
95. Кто из русских поэтов является автором следующих строк:
«Говорю себе:
товарищ москаль,
на Украину
шуток не скаль.
Разучите
эту мову…
эта мова
величава и проста:
«Чуешь, сурмы заграли,
Час расплаты настав…»?
(В.В. Маяковский – «Долг Украине», 1926 г.).
96. Какой советский поэт одно из своих стихотворений начинает со ставших хрестоматийными строк Н.В. Гоголя:
«Знаете ли вы
украинскую ночь?
Нет,
вы не знаете украинской ночи!»?
• Как оно называется?
(В.В. Маяковский – «Долг Украине», 1926 г.).
97. «Мы знаем,
курит ли Чаплин;
мы знаем
Италии безрукие руины;
мы знаем,
как Дугласа
галстук краплён…
А что мы знаем
о лице Украины?
Знаний груз
у русского
тощ –
тем, кто рядом,
почёта мало.
Знают…»
• Что, по словам В.В. Маяковского, русские знают «о лице Украины»? Если можно, продолжите строки поэта, назовите стихотворение, из которого они взяты?
(«Знают вот
украинский борщ,
знают вот
украинское сало.
И с культуры
поснимали пенку:
кроме
двух
прославленных Тарасов –
Бульбы
и известного Шевченка…
пару курьёзов –
анекдотов
украинской мовы».
«Долг Украине» — 1926 г.).
98. О какой из своих поэм В.В. Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»?
(«Облако в штанах»).
99. Цель какого своего романа Горький определил так: «Моя задача – поддерживать падающий дух сопротивления тёмным и враждебным силам жизни»?
(«Мать»).
100. «Четыре крика четырёх частей» — так отозвался В.В. Маяковский об одной из своих поэм. О какой?
(«Облако в штанах»).
101. С какого стихотворения В.В.Маяковского родилась поэзия большевистской революции?
(С «Левого марша»).
102. В каком произведении В.В. Маяковский фактически предугадал собственную гибель:
«- Прохожий!
Это улица Жуковского?
Смотрит,
как смотрит дитя на скелет,
глаза вот такие,
старается мимо.
**Она – Маяковского тысячи лет:
он здесь застрелился у двери любимой»?
(В поэме «Человек» в 1916 г.).
103. О ком Маяковский говорит:
«Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,
Характер – как из кости слоновой точен,
А этому взял бы да и дал по роже:
Не нравится он мне очень»?
(О буржуе в стихотворении «Моё к этому отношение»).
104. В своём «Весеннем вопросе» (1923 г.) В.В. Маяковский пишет, что с приходом весны
«Надо принять какие-то меры.
Ну, не знаю что, —
например:
выбрать день
самый синий,
и чтоб на улицах
улыбающиеся милиционеры
всем
в этот день…»
• Продолжите это предложение.
(«… раздавали апельсины»).
105. В своём стихотворении «Севастополь – Ялта» (1924 г.) В.В. Маяковский пишет:
«Дорога до Ялты
будто роман…».
• Каким образом поэт объясняет использование сравнение дороги с романом?
(«… всё время надо крутить»).
106. Каким образом В.В. Маяковский заканчивает строки одного из своих произведений:
«Мальчик китайский
русскому рад.
Встречает нас,
как брата брат.
Мы не грабители –
мы их не обидели.
За это
на нас
богатей английский…»?
(«… сжимает кулак, завидевши близко»).
107. Где, о чём или о ком пишет В.В. Маяковский:
«Я взвесил всё
и обдумал, —
ну вот:
он лучше Блаженного Васьки»?
( «Notre-Dame» — собор Парижской богоматери в Париже
и собор Василия Блаженного в Москве).
108. «Кнутом иссечённая Муза» — это образ чьей поэзии?
(Н.А. Некрасова).
109. Кто из композиторов написал оперу по повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»? Как называется эта опера?
(Дмитрий Шостакович – «Екатерина Измайлова»).
110. У кого из персонажей Лескова нет собственного имени?
(Левша, рассказ «Левша»).
Ответы на вопрос поэтическое произведение чшч века в котором подробно описано святочное гадание
- Квашня — Что во время святочных гаданий надевали девушке на голову После чего она вслепую выходила на улицу Целью этой акции было не промахнуться мимо ворот Тогда замуж выйдет скоро 6 букв
- Разгадывать кроссворды
- Поговорка — Из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это 9 букв
- Барков — Русский поэт, автор эротических, «срамных од», переводчик Академии наук, ученик Михаила Ломоносова, поэтические произведения которого пародировал. Его биография обросла огромным количеством легенд. (фамилия) 6 букв
- Мадригал — Небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; первоначально одноголосная песня на итальянском языке. Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Франко Саккетти, у композиторов итальянского Ars nova Якопо Болонского, Франческо Ландини и других 8 букв
- Ода — Поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью 3 буквы
- Гостомысл — Легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописей связывается сказание о призвании Рюрика. Гостомысл является также героем литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» 9 букв
- Идиллия — Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы 7 букв
- Песнь — Устар. и высок. поэтическое произведение эпического или героического характера 5 букв
- Поэт — Писатель — автор стихотворных, поэтических произведений 4 буквы
- Романс — Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением 6 букв
- Сказка — Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил 6 букв
- Стихотворение — Небольшое поэтическое произведение в стихах 13 букв
- Антология — Сборник избранных- обычно поэтических- произведений разных авторов, представляющий литературу определенного периода, направления и т. п 9 букв
- Кобзарь — (книга стихов) название сборника поэтических произведений Тараса Шевченко 7 букв
- Идиллия — Поэтическое произведение, изображающее добродетельную безмятежную жизнь на лоне природы 7 букв
- Идиллия — Поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы, как жанровая разновидность буколики 7 букв
- Лирик — Автор поэтических произведений, выражающих чувства и переживания 5 букв
- Песня — Музыкально-поэтическое произведение 5 букв
- Песня — Музыкально-поэтическое произведение; стихотворение М. Лермонтова 5 букв
- Романс — Музыкально-поэтическое произведение; стихотворение М. Лермонтова 6 букв
- Лирика — Поэтическое произведение, выражающее чувства и переживания 6 букв
- Жанр — Манера, стиль драматического или поэтического произведения 4 буквы
- Глава — В поэтическом произведении важная единица композиционного членения, являющаяся как бы главной повествовательной цезурой и обозначающая обычно временной перерыв в течение событий или, при многопланности сюжета, 5 букв
- Стих — Небольшое поэтическое произведение 4 буквы
- Романс — Музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки 6 букв
- Романс — Музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментом 6 букв
- Ода — Поэтическое произведение 3 буквы
- Песнь — Поэтическое произведение 5 букв
- Стихотворение — Поэтическое произведение 13 букв
- Поэтика — Раздел науки о литературе, изучающий структуру и творческие приемы поэтических произведений, их форму и принципы анализа 7 букв