Шуточные святочные гадания для семейного праздника | Журнал Ярмарки Мастеров

Подблюдные гадания

f13RPZqNyRgqWzE1sMkikqat0D5VDJHY-450x270.jpgПодблюдные гадания производились исключительно во время Cвяток, внутри которых они, как правило, приурочивались к Васильеву вечеру, то есть  к «страшным» вечерам. К обряду приступали после захода солнца в заранее назначенной гадальщиками избе.

Участниками подблюдного гадания могли быть и одни девушки, и девушки с парнями,а то и  вовсе разного возраста.
Подблюдные гадания (илея, «закидывать кольца») — один из самых ярких видов святочных гаданий, основанный на принципе вытаскивания жребия. Гадающие, которых должно быть не менее шести, бросали в блюдо с водой какие-то мелкие вещи или колечки . Затем блюдо закрывали платком, пели коротенькие песни,которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику, и после каждой «подблюдной» вынимали колечки или вещицы по одному.

Гадание по жребию, . наиболее широко распространено на Русском Севере,гадание на колечках на Украине,в Польше и Беларуси

Текст песни и служил предсказанием.,так как символика была понятна и известна всем.На Украине и в Беларуси ,это  «,Щедрый вечер»,иногда называвшийся «подблюдный вечер»,Не знаю всегда ли он совпадает с полнолунием декабря,можно ли его относить к  циклу гаданий в «андреев день»Скорее всего что нет,это гадания в так называемую «ночь матерей»
На Украине в подблюдный вечер) собирались на совместные гадания девушки и женщины; каждая бросала в глубокое блюдо свой предмет (меченые жребии: кольцо, серьгу, булавку, брошку, пуговицу, монету и т. п.); старшая из женщин (вдова) закрывала блюдо платком, встряхивала его и затем вынимала жребии наугад под пение специальных песен, смысл которых служил предсказанием судьбы для хозяина конкретной вещи.То что ритуал вела именно старшая женщина,а то и вдова делает более понятным его символизм.Эта женщина выступала как  «святочноя старуха»,богиня судьбы .
Название  ритуала отражает либо элементы обряда(с блюдом гадать, в блюдье гадать, блюдо трясти, закидывать кольца), либо форму песенных рефренов (илея, илею петь, лявлю играть, люлюкать) — в зависимости от региона. Вятское название «илия» обусловлено одним из локальных вариантов припева-возгласа в подблюдных песнях, сопровождающих гадание. . Наиболее распространенное название этого вида гадания связано со словом «блюдо», поскольку предмет, который оно обозначает, является неотъемлемым элементом всего процесса. Обозначение подблюдных гаданий как «закидывать кольца» связано с соответствующими действиями, выполняемыми во время обряда.является «илия » вариациями имени «Илья» не известно ,но вполне возможно .
По воспоминаниям Е.Авдеевой можно узнать как гадали в начале XIX века в Сибири:
«Для начала собирали кольца, запонки, серёжки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою. Нарезав маленькими кусочками хлеб, его клали сверх салфетки. Сначала пели песню «Хлебу и соли слава!» и брали кусочки. Потом уже ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни. По окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему нагадалась»
Песня хлебу (поется в начале гадания)
Уж мы песни поем, Хлебу честь воздаем! Хлебу белому долог век, Жнеям нашим более всех! Жнеи наши не стареют, Золотые их серпы не тупеют. Кому мы спели — тому добро, Кому вынется, скоро сбудется, Скоро сбудется, не минуется!
Хлебу да соли Долог век,Слава!
Барышне нашей, Более того, Слава!Кому мы спели,Тому добро,Слава!Кому вынется,Скоро сбудется,!Скоро сбудется,Не минуется,Слава!Слава!
Темы подблюдных песен предусматривают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть в жизни крестьянина: удача и несчастье, богатство и бедность, свадьба и безбрачие, разлука, отъезд из дома, болезнь, солдатчина, вдовство, смерть.
Песня, предвещающая свадьбу
Куют кузнецы золотые венцы. Молодой кузнец, скуй мне венец — Ехать под венец. Млада! На этом венце я обвенчаюся, На этом кольце я обручаюся. Млада! Кому поем — тому добро, Правда сбудется, не минуется
. Млада! Сидит кошечка, Гладит в окошечко. Иляля, иляля! Она скатерки шьет, За кота замуж идет. Иляля, иляля!
Песня, предвещающая разлуку и дорогу
Золотая парча Развевается. Кто-то в дорогу Собирается. Диво! Кому мы спели, Тому добро. Кому вынется, Тому сбудется, Не минуется.
Диво! Лодочка от одного берега отстала, А ко другому не пристала. Ай, диво млада! Кому вынется колечко — Несчастливо то сердечко. Ай, диво млада!
Песни, предвещающие бедность
Обулся не так, Оделся не так, Заехал в ухаб, Не выехать никак. Кому вынется. Тому сбудется. Не минуется!
На дубу свинья Гнездо свила С поросятами, С полосатыми. Ой, ладу! А чей перстенек — Того и песенка, Кому вынется, Верно сбудется, Не минуется. Ой, ладу!
Ходит старушка Посереде, На ней сарафан Весь истрескался, Изверескался. Илею, илею! Кому песню поем, Тому сбудется,Тому сбудется, Не минуется.Илею, илею!
Песни, предвещающие богатство и счастье
Ой, ходил ежик по завалинке, Диво лель ладу! Выносил добро на мочалинке. Диво лель ладу! Кому песня, тому и добро. Диво лель ладу! Тому сбудется, не минуется! Диво лель ладу!
Ползет ёжик По завалинке, Тащит казну На мочалинке.Диво ули ляду!Кому спели,Тому добро!
Летел соловей Через житенку, Несет соловей Жита горсточку. Ладо, ладу! Кому мы поем, Тому честь воздаем.
Катилось, валилось Одонье ржи, Погодя маленько— Скирд овса. Кому мы спели, Тому добро. Кому вынется, Тому сбудется, Не минуется, Слава!
Мышь пищит, Сто рублей тащит. Диво ули ляду! Кому спели, Тому добро! Кому вынется, Тому сбудется, Не минуется, Слава!
Бежала миш.Тащила книш.Де б йог сісти,де б його зїсти
Песни, предвещающие счастье
На печи дежа Высоко взошла. Кому мы же спели, Тому добро. Кому вынется, Тому сбудется!
Заинька-ковыляинька, Слава те! Ковылять тебе На чужу сторону! Слава те! Кому кольцо вынется, Тому сбудется, Не минуется
. Медведь- пыхтун. Слава! По реке плывет. Слава! Кому пыхнет во двор, Слава! Тому зять в терем, Слава! Кому мы спели, Тому добро, Слава! Кому вынется, Тому сбудется. Слава! Скоро сбудется, Не минуется. Слава!
Структура подблюдных песен двухчастна. Первая часть, представляющая собой обозначение судьбы в иносказательной форме, нередко дополняется припевом-возгласом в конце или между строками. Вторая часть является «закрепкой» того, что поется в первой; она имеет характер заклинания.
Например:
«А дай, господи, годы добрые.
Ой люли!
Годы добрые, жито густое,
Чтоб было с чего пиво варити,
Пиво варити, ребят жанити,
Ребят жанити, девок отдавать.

Мы кому споем — и тому добро,
Кому вынется, тому и справдится.
Тому справдится, не минуется». — «Эта песня самая счастливая » (смоленск. — Обрядовая поэзия, 1989, №80, сс.79, 665).

Символика подблюдных песен очень разнообразна, но для носителя традиционной культуры она не представляла сложности: толкование разгадки после спетой песни являлось объяснением только для самых молодых участников гадания, возможно не в полной мере усвоивших нюансы символики образной системы песен; для остальных, присутствующих не в первый раз, толкование «судьбы» было скорее констатацией, чем расшифровыванием.
Разгадки одной и той же песни в разных местных традициях могли различаться по смыслу, например: «Живут мужики богатые. Лады! Гребут жемчуг лопатами. Лады! Кому поем, тому с добром, Кому сбудется, не минуется!» (новг. — Обрядовая поэзия, 1989, №97, с.100).
Эта песня может сулить как богатство, так и свадьбу. Смысл песни в пределах одного подблюдного гадания мог изменяться в зависимости от половозрастных характеристик адресата: «На пороге сижу, За порог гляжу» (Некрасов, 1903, №39,с.68).
Для девушки, достигшей брачного возраста, песня предвещает свадьбу, для пожилого человека — смерть. Или: «Сидит воробей на перегороде, Глядит воробей на чужу сторону. — Девке достанется — выйдет замуж; молодой — к отъезду; старому — к смерти; /…/ парню — в армию возьмут» (волог. — Обрядовая поэзия, 1989, №126, сс.107, 667).
Образная система подблюдных песен строится на принципе психологического параллелизма, свойственного традиционному сознанию. За текстом подблюдной песни стоят мифопоэтические представления, связанные с используемым в ней тем или иным образом; эти представления могут вбирать многосторонний комплекс смыслов, некоторые из которых могут быть прямо противоположными.
Тема благополучия и богатства в подблюдных песнях чаще всего связана с образами хлеба и золота, а также с производными от них.
Образ хлеба в традиционной культуре народа, основным занятием которого было земледелие, закономерно становится символом благополучия в широком смысле этого слова. Тем же значением в мифопоэтических представлениях наделяются образы каравая, пирога, зерна, снопа, дежи для замешивания теста, квашонки и под. В подблюдных песнях они символизируют и богатство, и увеличение добра, и плодородие, и брак, и рождение ребенка. Почти все из этих благ может сулить песня: «Мышь пищит, каравай тащит, Да еще попищит, да другой притащит» (Обрядовая поэзия, 1989, №99, с.100).
Мотив золота, в ряде подблюдных песен тождественный по значению мотиву хлеба, реализуется в образах злата-серебра, казны, денег, драгоценных камней, бесценной вещи (шуба кузнеца), чудесной щуки, отмеченной знаком «злата-серебра» и т.п.
Нередко в песнях «приносчиками» хлеба и золота являются мышь, еж, комар, жучок, имеющие в мифопоэтических представлениях хтоническую природу. А так как и золото, и хлеб связаны в народном сознании с «иным» миром (ср.: в сказках все волшебные предметы, отмеченные золотой окраской, имеют потустороннее происхождение: они добываются в «ином» — тридесятом царстве; так же и хлеб: в сказках он появляется либо из «нижнего»мира (его подателем является скатерть-самобранка), либо из «верхнего» (волшебные жернова на небе), то есть всегда — из «иного» мира; в обрядовой же сфере подательницей хлеба считалась земля), то посредническая функция мыши, комара, жука, ежа оказывается вполне закономерной.
Иногда в подблюдных песнях подателями благ выступают Иисус Христос и святые Николай Чудотворец, Илья Пророк, Егорий, также отмеченные иной, нежели человеческая, природой. Появление этих образов в поэзии крестьянских праздников обусловлено тем, что в традиционной культуре они считались основными пособниками крестьян в земледелии и других работах.
Многогранно в подблюдных песнях представлен образ кузнеца, наделенный в народном сознании магической силой и творческо-созидательным характером (в сказках кузнец побеждает черта, Бабу-Ягу, ведьму и других отрицательных персонажей; в играх ряженых перековывает старых на молодых; в свадебной лирике первые кузнецы Козьма и Демьян «куют свадебку»). Поэтому песни, в которых появляется образ кузнеца, сулят удачу, прибыль, свадьбу.
Подблюдные песни, отражающие свадебную тематику, гораздо разнообразнее с точки зрения системы образов, чем песни о благополучии и богатстве. Символика подблюдных песен, предвещающих брак, тесно связана с символикой свадебной обрядности и лирических песен, сопровождающих ее. Одним из основных здесь является образ кольца (символ брака), которое находит девушка или домашние птицы (курочка, кочеток). В большом количестве подблюдных песен используется мотив соединения парных образов, символизирующих жениха и невесту: это и драгоценные камни («Крупен жемчуг со яхонтом, хорош жених со невестою» — Обрядовая поэзия, 1989, №105, с.102), и два клубка ниток, и два сцепившихся прутика, и клен с березой, и капустка с кочанком, и грибы (груздок с беляночкой), и птицы (целующиеся голубочки, кур с куркой, сокол с соколинкой), и животные (кот с кошуркой, куна и соболь, бобер с куницею) и т.п.
Несомненным источником подблюдных песен о браке является свадебный обряд; разные его этапы отражены в песнях либо прямо, либо иносказательно: приезд сватов («Идет сваты богатые» — Обрядовая поэзия, 1989, №102, с.101), подготовка к встрече сватов («Сей, мати, мучицу, пеки пироги» — Обрядовая поэзия, 1989, №110, с.103), изготовление приданого («Полно тебе, иголочка, в коробочке лежать. Пора тебе, иголочка, дары припасать»; «За столом сидят, сарафаны кроят» — Обрядовая поэзия, 1989, №№115, 113, с.104), расплетание косы («По саду хожу, голову чешу» — Обрядовая поэзия, 1989, №106, с.102), дорога к венцу («Стоят саночки-малюваночки /…/ Только сесть на них и поехати» — Обрядовая поэзия, 1989, №120, с.106).
Тема безбрачия в подблюдных песнях раскрывается с помощью одиночных образов девушки, кошечки, колючей сосны или через незавершенность, продолжение того или иного действия («На печке сижу да ошкурки гложу. Еще посижу да еще погложу»; «На печи сижу, сквозь потолок гляжу»; «На загнетке сижу, долги нитки вожу. Еще посижу — еще повожу» — Обрядовая поэзия, 1989, №№128-130, с.108). Производимые действия не случайно пространственно связаны с печью, так как в традиционной культуре печь является символом отчего дома, семейного очага. Символом продолжения девичества в песне оказывается прядение («Долги нитки вожу»), являющееся в распределении женского домашнего труда типичным девичьим занятием. В песне «Венички-пошумельнички, еще повисят, еще пошумят» (Чичеров, 1957, с.111) опосредованно нашел отражение свадебный обряд невестиной бани, одним из основных атрибутов которого является банный веник; его невостребованность в сюжете подблюдной песни сулит безбрачие на следующий год.
Тематика разлуки и дороги в подблюдных песнях, означающих набор в рекруты, работу на чужой стороне и под., реализуется в образах полотна (одно из символических значений его в народных представлениях — дорога), средств передвижения (саночки-самокаточки), «заиньки-ковыляиньки» или воробья, соответственно бегущего и смотрящего «на чужу сторону».
Мотив ущербности одежды (растрескавшийся сарафан или короткие, дырявые штаны), образы опустившейся на дно квашни, пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, и под. в подблюдных песнях предвещают бедность несчастье, вдовство.
В песнях, сулящих смерть, как и в тех, что обещают свадьбу, используются образы, связанные с соответствующей обрядовой сферой: корыто-коробья-колода-гроб, разрывающееся полотно, раскатывающаяся новина (полотно), беленькие чулочки, рушничок на воротах, холодная баня, лошади, везущие бревно, блин на блюдце. Нередко в песнях о смерти встречается образ вороны, которому в традиции приписывалось значение предвестника смерти или несчастья. Многие из образов подблюдных песен или их символические заменители использовались и в других видах гаданий, не всегда имеющих словесное оформление. В подблюдных же гаданиях ведущая роль принадлежит слову, подблюдной песне: именно ее смысл является основным показателем ожидаемой судьбы. Такое отношение к слову, имеющему в подблюдных песнях, особенно в «закрепках» («Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется — не минуется»), императивный характер и выполняющему функция заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами. Источником образной системы подблюдных песен являются различные сферы традиционной культуры: быт и занятия крестьянина, ритуалы, разные жанры обрядового фольклора.
Основными составляющими подблюдных гаданий были блюдо с водой или без нее; скатерть или другая ткань; хлеб и иногда соль, уголь; украшения или другие мелкие предметы по одному от каждого участника,.Манипуляции с блюдом и украшениями и вербально-музыкальный ряд :песни хлебу и подблюдные, иногда — толкование песен.
Перед гаданием приготавливали блюдо (иногда это мог быть другой сосуд, решето или шапка): в него гадающие складывали небольшие предметы, обычно — украшения: кольцо, перстень, сережку, брошь, запонку. У кого украшения не было, могли положить наперсток, пуговицу, а мужчина — даже мундштук.

Читать про гадание:  МАК 1 - Онлайн расклад на 1 карте - K-S-ART.COM

В Костромской губ. собирание колец сопровождалось песней, в которой были обращения ко всем участникам как представителям различных групп общины:
«Девушке: Вился, вился соловей, Да прививался молодой (имя девицы). Молодешенька хороша, Молода пригожа. Она меня подарит С буйной главы венчиком, С правой ручки перстеньком
Холостому Пожалуй-ка, молодец, В наш сад посидети, Зелен наградити. Вечер у нас девушки По саду гуляли, Весь сад приломали, Зелен притоптали.
Женщине: Пожалуй-ка, тетушка, Чем сад насадити, Зелен наградити, Чем дочь выдавати, Чем зятя дарити.
Женатому мужчине: Пожалуй-ка, дядющка, Чем сад насадити, Зелен наградити, Чем сына женити, Чем сноху дарити» (Чичеров, 1957, с.104).
Блюдо покрывали тканью: скатертью, полотенцем, салфеткой, платком. На ткань сверху или под нее клали кусочки хлеба, иногда еще соль и уголь. В Сибири блюдо закрывали платком, ставили на стол, покрытый белой скатертью, а каждый участник свой кусок хлеба клал под скатерть перед собой . Когда все было готово, запевали песню хлебу: «Еще нынее у нас Страшные вечера Да Васильевские. Илею, илею! Мы не песню поем, Хлебу честь отдаем. Илею, илею! Кому эта песенка Достанется, Тому сбудется, Не минуется! Илею, илею! Тому жить бы богато, Ходить хорошо! Илею, илею! (Поэзия крестьянских праздников, 1970, № 108, с.137).
В некоторых песнях-славах прославлялся хозяин дома: «Хлебу да соли долог век, слава! Государю нашему доле того, слава! Государь наш не стареется, слава! Его добрые кони не ездятся, слава! Его цветное платье не носится, слава! Его верные слуги не стареются, слава!» (Снегирев, вып.II, с.85).
В песне, предваряющей гадание, могла прославляться и одна из участниц обряда: «Хлебу да соли долог век. Слава! Боярышне нашей боле того. Кому мы спели, тому добро» (Терещенко, ч.7, с.172).
Пение славы хлебу в начале подблюдного гадания вполне закономерно, поскольку хлеб в крестьянской жизни и в народных представлениях являлся источником и символом благополучия. Поэтому песня хлебу была своего рода благословением перед гадательной акцией и заклятием-пожеланием благополучия всем присутствовавшим. По окончании песни хлеб ломали, если он еще не был нарезан, и делили между всеми. Кусочки завертывали в рукав и приберегали, чтобы положить под подушку и увидеть вещий сон.
После раздела хлеба приступали к гаданию: пели короткие (от одной до десяти строк) песни, каждая из которых означала ту или иную судьбу. Во время исполнения каждой песни потряхивали блюдо, и кто-нибудь один ловил попавшееся на лету под салфеткой предмет. В Сибири первое попавшееся кольцо вынимали через щелочку в платке. А если в блюде была вода, то его не встряхивали, а тот, кто держал блюдо, перемешивал кольца рукой и, не глядя, вытаскивал попавшееся. Чье было украшение, тому и предназначалась судьба, отраженная в песне. Если возникал вопрос о значении песни, то более опытные участники растолковывали его. Затем пели новую песню. Сколько было людей, для всех пели, кроме того, кто проделывал манипуляции с блюдом.
Когда оставалось последнее украшение, песню не исполняли. В некоторых местах считали, что обладательница последнего кольца выйдет замуж, а в других — напротив — останется в девицах. В некоторых местных традициях последнему человеку пели свадебную песню, а кольцо пускали по полу, смотря, в какую сторону оно покатится: если к дверям, девушке — замужество, а мужчине — дорога.
Особенности структуры и механизма подблюдных гаданий не все лежат на поверхности. Если символика времени этого вида гадания, как и любого другого, — рубежность — очевидна, то «пограничный» характер пространства, в котором совершается подблюдное гадание, не так четок: действо разворачивается в обычной избе. Тем не менее, а пространственной структуре подблюдных гаданий есть место и «этому», и «потустороннему» миру, и границе между ними. На символическом уровне именно блюдо (сосуд, решето, шапка) выступает в функции «потустороннего» мира, в котором формируются судьбы всех участвующих в обряде. Об этом свидетельствует то, что воду для блюда необходимо было принести из проруби или колодца, которые в народных представлениях осмыслялись как каналы с потусторонним миром. В этом плане показательно также то, что, прежде, чем положить свой предмет в блюдо, каждый касался им края сосуда крест-накрест, а затем уж опускал под салфетку. Это крестообразное движение аналогично черчению креста на перекрестке как нахождению точки, являющейся символической пространственной границей между «мирами»
Роль завесы — границы между «потусторонним» (блюдо) и «этим» (изба) мирами — выполняет ткань; в традиционной культуре было широко распространенно использование тканей в самых разнообразных обрядовых ситуациях как покрова, выполняющего функцию «границы»: оборачивание новорожденного в родительскую рубаху; закрывание платком (полотенцем и под.) невесты; покрывание скатертью могил на Радуницу; накидывание платка или полотенца на зеркало во время гаданий и в доме, где есть покойник, и т.д. Таким образом, в ситуации подблюдных гаданий человек сам создает символическое подобие устройства мира в пределах пространства избы.
С идеей «пограничности» связан генеалогический статус тех, кто участвует в создании этого «мини-мира»: так, воду из проруби должны были приносить «первородный» парень (первенец) или «последняя» девушка, то есть младшая в семье, — являющиеся в перспективе связующими представителями между старым и будущим составами рода и общины («рода-племени»).
Символическое значение украшений, которые использовали в гадании в разные его моменты, было не одинаковым. На первом этапе гадания, когда каждый снимал с себя кольцо и сам опускал в блюдо, украшение являлось знаком, предметом-заместителем самого человека. Когда кольцо из блюда возвращалось к владельцу, оно символизировало его новую судьбу в следующем году, обозначенную в подблюдной песне. Показательно в этом плане, что предмет из блюда вытаскивал не тот, кому гадали, а человек, который не загадывал свою судьбу в этом гадании; он встряхивал блюдо или перемешивал в воде кольца и, не глядя, ловил предмет на лету под покровом или доставал его рукой из воды и передавал «новую судьбу» ее владельцу, — то есть выполнял функцию медиатора (посредника) между «тем» и «этим» мирами. Соответственно этой функции выбирался человек опытный, как руководитель в других видах гаданий, и постарше; аналогичны в этом плане выбирание двенадцати стариков в гадании об урожае и роль пожилой знающей женщины, руководящей девушками в «страшных» гаданиях. Посредническая роль стариков в гадании вполне закономерна, так как из всех возрастных групп общины именно они, находясь в «этом» мире, наиболее близки к «иному».
По окончании подблюдных следовали другие гадания и игры. Одной из наиболее распространенных являлась игра «Золото хоронить». Она была заимствована из городской среды и в силу ряда причин влилась в святочную обрядность или в форме игры, или, подвергшись некоторой трансформации, превратилась в разновидность подблюдного гадания. Причины эти состоят в следующем: и в тексте «Уж я золото хороню», и в подблюдных гаданиях образ кольца играет важную роль; в тексте игры сообщается о прятанье золота, что в подблюдном гадании имело место на акциональном уровне; в песне игры речь идет об отгадывании, как гадании:
1) «Уж я золото хороню, хороню
Чисто серебро прихорониваю
Я у батюшки в терему, в терему,
Я у матушки в высоком, в высоком.
Пал-упал перстень
В калину, малину,
В черную смородину,
В алую земляночку…
Очутился перстень
У дородна молодца
На правой на рученьке,
На правом мизинчике…
Гадай, гадай, девица,
В коей ручке былица.
Девушка гадала,
Да не отгадала,
Доброва молодчика…
Вы подруженьки,
Вы голубушки,
Вы скажика-те,
Не утайте-ка,
Мое золото
Мне отдайте-ка.
Меня матушка
Журить будет, бить
По три утра, по четыре,
По три прута золотые,
По четыре прутика
Жемчужные.
Девицы гадали,
Да не отгадали.
Добры молодцы,
Отгадайте сами».
(Балов А.В., 1898, с.73).

Читать про гадание:  Ворожба бесплатно о будущем - На месяц

Тот или иной вариант песни исполнялся после подготовки к гаданию: девушки брали четыре блюда; та из них, что не гадала, клала в блюда по одному предмету (уголь, печинку — кусок глины от печи, щетку и кольцо) и накрывала их платками. Под пение «Уж я золото хороню» девушки по очереди вынимали из блюд, что кому достанется: уголь — муж будет негодяй и пьяница, печинка — смерть, щетка — муж будет старый, некрасивый, кольцо — муж молодой и житье счастливое.
О более позднем присоединении игровой песни к гаданию говорит то, что и игра «Уж я золото хороню», и гадания такого типа могли существовать сами по себе. Кроме того, в отличие от подблюдных гаданий, в контаминации игры и гадания судьбу предсказывает не песня, а предмет, который вынимает из блюда та или иная девушка.
Для игры «Золото хоронить» иногда использовали кольцо, оставшееся последним после подблюдных гаданий. Его под звуки песни тайком, из рук в руки, передавали друг другу сидящие рядом девушки и парни. Водящий искал, у кого в руках осталось кольцо, а пойманный в скрывании кольца заступал на роль водящего. Таким образом, игра «Золото хоронить» представляла собой вариант игры в «Колечко», бытующей до сих пор в детской среде.

масса интересного взято тут :http://ethnomuseum.ru/podblyudnye-gadaniya

Святочное подблюдное гадание.

С давних времен человек стремился заглянуть в будущее, узнать свою судьбу, предвидеть события. Единственно возможным способом для этого до сих пор остается гадание. В современном мире с каждым годом растет популярность предсказаний по картам Таро и по линиям руки. А некоторые виды гаданий безвозвратно утрачены. Одно из них, оставленное за пределами века технологий и коммуникаций, святочное подблюдное гадание, было особенно популярно на Руси.

Тихим зимним вечером в светлой горнице собирались незамужние девушки. Неспешная беседа и лирические «страдания» сменяли друг друга, пока не наступала ночь – пора гаданий.

Согласно традиции одна из девушек, будто невзначай, предлагала узнать судьбу, а остальные поддерживали ее «неожиданный» порыв, и начиналось приготовление. Лавки расставлялись по кругу, в центр которого усаживалась девушка — зачинщица. На ее колени устанавливалось большое блюдо, наполненное ключевой водой и накрытое пестрой шалью или расшитым рушником, так, чтобы никто не мог видеть содержимое блюда.

После того, как все было готово для святочного гадания, девушки по очереди снимали колечки или сережки и, слегка приподнимая покрытие блюда, кидали их в воду. Потом тушили свечи, оставляя зажженной одну-две, и начинали гадать.

«Ходит котенька да по лавочке, хочет котенька да сметанку слизать…», — ладные девичьи голоса выводили мелодию песни подблюдного гадания.

Когда иносказательный куплет заканчивался, ведущая опускала руку в блюдо с водой и, вынимая сережку или колечко, спрашивала: «Чьё?».

Девушка, которой принадлежала вещь, отвечала. Для нее и раскрывался смысл куплета, предрекающий скорую свадьбу, достаток, счастье, а иногда бедность и даже смерть. Особенно много было куплетов о предстоящем замужестве. Ту девушку, которой подблюдная песня обещала в ближайшем времени пойти под венец, подруги поздравляли веселыми прибаутками, той же, кому песня предвещала неминуемую погибель, выражали сочувствие и желали, чтобы судьба обошла стороной. Подблюдное гадание продолжалось до тех пор, пока каждая из девушек не получала отданную вещь обратно.

Случались на святочных гаданиях и ошибки. В слабо освещенной горнице кто-то мог спутать свое кольцо с чужим. Тогда, забыв и о счастливых, и о тягостных предсказаниях, девушки устраивали веселый выкуп вещицы, сопровождая его песнями и плясками. Красивый и таинственный обряд подблюдного гадания завершался куплетом о счастье и семейном благополучии и катанием последнего кольца по полу. Обращенное к двери, оно предвещало своей хозяйке «уход из дома» — замужество, а остановившись посредине горницы, говорило о том, что еще год предстоит сидеть «в девках».

Читать про гадание:  Как зарядить колоду карт таро? | Журнал Ярмарки Мастеров

Святочное подблюдное гадание осталось в прошлом, но его отголосок можно услышать в веселой игре «Фанты», в которую с удовольствием играют как дети, так и взрослые.

Шуточные святочные гадания для семейного праздника | журнал ярмарки мастеров

Святочные гадания – традиционный и важный элемент народных зимних праздников. Если в языческой древности гадания были чуть ли не главным смыслом дней зимнего солнцеворота, определяя годовую судьбу целых племен, то с приходом христианства их значение свелось до девичьей ворожбы «на суженного». Хотя православная церковь не одобряла гаданий, но искоренить их из народной культуры не сумела. Ну, а в наше время святочные гадания – скорее веселая забава, шутка, безобидное и ни к чему необязывающее времяпрепровождение.

Большинство святочных гаданий было посвящено одному вопросу – замужеству. Например, бросали сапожок, или смотрели в зеркала, замирая от страха и любопытства. Вряд ли такие гадания подойдут для новогоднего праздника сегодня. Но были и гадания, которые вполне пригодны для этой цели, особенно если их осовременить и адаптировать. Мы предлагаем вам несколько именно таких гаданий. Они могут стать частью сценария развлекательной программы семейного новогоднего застолья. Или праздника в школе, офисе. В этой «гадательной практике» главное, чтобы все «предсказания» были счастливыми, веселыми и не обидными!

Шуточное числовое святочное гадание по пояску

Это гадание когда-то использовали для «хозяйственных» целей. Так старались узнать о приплоде овец и свиней. Гадание это количественное, то есть отвечает на вопрос «сколько». Ну, или когда ответом может служить цифра. Конечно, приплод свинок современного городского жителя волнуют мало. А вот, например, узнать: сколько пятерок будет в следующей четверти у Вовы Сидорова; на сколько процентов повысятся продажи ООО «Ромашка»; сколько опоздает на планерку Соня Подушкина; или сколько раз шеф пообещает повысить зарплату в наступающем году – очень даже любопытно.

Оборудование для этого гадания самое простое – веревочка или поясок. Гадающий встает лицом к новогодней елке. Поясок нужно скомкать и зажать в кулаке левой руки. Вслух произноситься вопрос. Затем нужно трижды стукнуть себя кулаком с зажатой веревочкой по лбу и бросить веревку через плечо. Стучать по лбу нужно несильно, без фанатизма. Упавший на пол поясок рассматривают и находят в нем очертания какой-либо цифры. Эти очертания обязательно найдутся – только нужно внимательно вглядеться! Если сам гадающий не может распознать цифру, то может позвать на помощь своих друзей! «Найденное» число и будет ответом на вопрос гадания.

Шуточное святочное гадание по птичьему перу

Еще одно гадание, пришедшее от дедов-земледельцев. С его помощью выясняли, урожай каких сельхоз культур ожидать в грядущем году. Для этого раскладывали по кругу рожь, пшеницу, овес и т.д, а затем сдували с ладони или стряхивали с головы птичье перышко. Куда оно упадет, такая культура и будет в новом году самой урожайной. Вы с гостями можете выяснить волнующие вас вопросы. Например, на какие сферы жизни стоит обратить в этом году особое внимание (любовь, семья, дети, работа, учеба и т.д.) Положите по кругу бумажки с этими словами. В центр получившегося круга встает гадающий. Ему на голову кладут птичье перышко. Теперь нужно задать вопрос «Что в этом году для меня самое важное?» и интенсивно потрясти головой, чтобы перышко упало на пол. Та надпись, на которую укажет остриё пера и будет ответом на вопрос.

Можно сделать это гадание универсальным – то есть, отвечающим на любой вопрос. Напишите на бумажках четыре слова: «да», «нет», «может быть», «это пока неизвестно». Разложите их полукругом и, задавая любой вопрос на который можно ответить «да» или «нет», стряхните перо как рассказано выше или сдуйте его с руки.

Шуточные святочные гадания для семейного праздника, фото № 1

Святочное гадание по воску – для семейного праздника

Гадание по воску – невероятно популярное в XVIII-XIX веках святочное гадание. Гадали так и в городе, и в деревне. Собирались для этого целыми компаниями. Вы тоже можете устроить такое. Оно прекрасно впишется в семейное новогоднее застолье. Причем, интересно будет всем – и взрослым и детям. Для гадания вам потребуется воск, горящая свеча, столовая ложка, которой не жалко, и прозрачный сосуд с чистой водой. Воск можно получить, настрогав новую свечу (можно и стеариновую). Положите воск в ложку, растопите его над свечей и вылейте в воду. Получившиеся при этом странные фигуры нужно трактовать. Здесь вам понадобиться вся ваша фантазия! Конечно, ничего плохого восковые фигуры в новогоднюю ночь предсказывать не могут. Но если все же вы увидели что-то, как вам показалось, неприятное, то уничтожьте эту фигурку. Например, наши бабушки выбрасывали их на съедение свиньям или закапывали в землю. Предлагаем не менее экспрессивный способ обмануть судьбу – возьмите неудачную фигурку, разломайте и спустите в канализацию.

Святочное гадание по жженой бумаге – для семейного праздника

Это гадание – тоже упражнение для вашего воображения. Но угадывать «судьбоносные» фигуры вы будете по очертаниям жженой бумаги (вариант – по тени на стене, отброшенной сожжённой или просто скомканной бумагой). Здесь подготовка намного проще. Возьмите бумажный лист, скомкайте его и подожгите, поместив на тарелочку. Не трогайте ничего, пока не догорит! Получится довольно фантастическая фигура в которой вам предстоит узнать свое будущее. Если вы не хотите ничего поджигать, скомкайте бумагу и поместите получившейся комок между свечей (или лампой) и стеной, как в теневом театре. Трактовать следует получившееся на стене-экране изображение. Принимайте все версии, а потом выберете ту, какая покажется наиболее удачной.

Шуточные святочные гадания для семейного праздника, фото № 2

Подблюдное святочное гадание.

Подблюдные песни и связанные с ними гадания – очень старый фольклорный слой. В повторяющихся рефренах песен сохранились отголоски древней языческой культуры. Например, часто звучит имя богини Лады. Подблюдные гадания – это гадание-жеребьевка. Оно заключалось в следующем. Все присутствующие снимали с себя какое-нибудь украшение или другую личную вещь, игрушку. Все это складывалось в блюдо и накрывалось платком. Дальше пелась подблюдная песня. На каждый куплет песни вытаскивали одну вещь. Доставали предмет не глядя, через платок. Считали, что то, о чем пелось в песне, будет «судьбой» хозяина вещи на следующий год. Песни символичны. О том что означает каждый образ нужно было знать. Так «кошурка» (кошка) – к близкому замужеству, золотые горы – к достатку, крест – к смерти.

На детском празднике (как, впрочем, и на взрослом) вряд ли будет уместно петь настоящие подблюдные песни с предсказанием смерти или несчастья. Пусть все жребии в ваших гаданиях-жеребьевках будут счастливыми! Ну, а чтобы сохранить фольклорный дух, используйте рефрен. Вот как может выглядеть такая песня:

Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Будешь спорт любить, все рекорды бить!

(далее на каждую строчку вытаскивается предмет-жребий)

На хоккейном поле!

В дворовом футболе!

В плаванье синхронном!

На склоне горном!

Штангу поднимать!

В шахматы играть!

Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Будешь ты народ веселить весь год!

(далее на каждую строчку вытаскивается предмет-жребий)

На гуслях играть!

Поэмы писать!

В балете танцевать!

Пейзажи рисовать!

Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Будешь ты учен, знанием силен!

(далее на каждую строчку вытаскивается предмет-жребий)

В математике!

В грамматике!

В иностранных языках!

В компьютерных кодах!

В родной литературе!

В физической культуре!

Припев-рефрен: Ой, слава, слава, ладо моё!

Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

Текст несложно придумать свой, подходящий именно для вашего случая.

Таким образом, вы вытащите шестнадцать жребиев. Если людей больше – смело тащите не по одному, а по два, а то и три предмета сразу.Если же фольклорная составляющая праздника для вас не очень важна, то вам подойдут современные шуточные гадания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector