Старинные святочные гадания на Руси. — ЖЕНСКИЙ МИР — 7 января — 43909365993 — Медиаплатформа МирТесен

Введение

Ох и любим мы погадать! Гадаем на картах, зеркалах, коптим потолки, гадая на бумаге, ставим свечи, ну и, конечно, отрываем все лепестки у ромашки: «любит, не любит, плюнет, поцелует, с сердцу прижмет, к черту пошлет». Чему только не вверяли в стародавние времена девушки свою судьбу: гадали на тараканах, мышах, вызывали домового, бросали с левой ноги за ворота башмачок.

В этой книге собраны различные способы гадания, являющиеся для нас наиболее привычными, даже обыденными. Многие из них настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы даже не относим их к гаданиям.

При помощи простейших и не требующих особого напряжения способов вы сможете узнать, склонны ли Высшие Неведомые Силы оказать вам поддержку, помочь в решении проблем, ответить на поставленный вопрос.

Гадание «колодец»

Чтобы провести это гадание, Вам необходим колодец. Если девушка живет в деревне и имеет колодец с закрывающейся на замок крышей, то это идеальный вариант. Если же такого колодца в Вашем распоряжении нет, то следует сделать символический колодец.

Для этого можете использовать спички, зубочистки, другие палочки. Построить колодец совсем просто. Сделайте из палочек квадрат, кладя палочки концами друг на друга и так сделайте несколько рядов. Возьмите наперсток, налейте в него немного воды и поставьте его рядом с колодцем.

В деревнях девушки могут налить воду в ведро и поставить возле настоящего колодца. Заприте настоящий колодец настоящим ключом, сделанный из палочек «заприте» любым ключом, сделав соответствующее движение рукой, и положите себе ключ под подушку. Ложась спать, проговорите:

Гадание (по лаю собак) о возрасте жениха

В полночь взять нож, выйти на улицу, подойти к сугробу и начать резать снег ножом, приговаривая: «Черт, черт, не молчи, черт, черт, подскажи, какой мне муж попадется, смеяться или плакать придется?».

Произнеся слова заклинания, замолчать и внимательно прислушаться к лаю собак.

  • Если раздастся злобный, резкий лай, значит, будущий муж будет строгий и угрюмый;
  • хриплый лай сулит старого жениха;
  • визгливый лай – у жениха будет скверный характер;
  • звонкий лай – молодого;
  • если же собаки будут лаять весело и заливисто, то и муж попадется веселый и добрый;
  • очень плохо, если во время гадания послышится собачий вой. Это говорит о том, что замужество будет недолгим и очень быстро молодая жена овдовеет.                                                                 

Гадание «выход из церкви»

На второй день свадьбы или же в ближайшее воскресенье проводилась церемония посвящения молодой женщины. Молодожены (иногда только жена) отправлялись в своей лучшей одежде в церковь. Их сопровождали родственники или кто-нибудь из свадебных чинов. Молодая занимала в церкви место уже не среди девушек, а среди замужних женщин, в соответствии с общественным положением мужа и его семьи.

Иногда она, держа в руке зажженную свечу, трижды обходила алтарь, а затем вешала свой девичий венок на церковную стену. После службы, покрыв голову белым платком, она шла в ризницу, где священник произносил особую молитву, приобщавшую молодую к числу замужних женщин.

Затем молодожены скрепляли свой союз рукопожатием. Священнику дарили платок, полотенце, бутылку вина. При выходе из церкви родственники молодой пытались «похитить» ее. Если им это удавалось, мужу приходилось платить выкуп, и это означало, что в семейной жизни у молодых будут какие-то препятствия, которые они будут с трудом преодолевать.

Гадание на бобах

Как погадать на свадьбе о будущей жизни молодоженов

Берут ровно сорок один боб и делят без счету на три части. Берут первую часть в левую руку, а правой отсчитывают по четыре боба, откладывая в сторонку, до тех пор, пока в руке не останется три, два или один боб. Остаток кладут в первую линию — рядом с первой частью.

Берут третью часть, отсчитывают по четыре боба и кладут остаток в первую линию — рядом с третьей частью. Составляют вторую линию из бобов, отлагаемых в сторонку, — и тоже в три порядка.

Третью линию составляют тоже в три порядка, но без счету, — из бобов, оставшихся после первых двух линий.

Второй порядок в первой линии — это голова, третий порядок в первой линии — это рука; второй порядок во второй линии — сердце, третий порядок в третьей линии — ноги.

По «голове» судят о настроении и учености, по «руке» — о бедности или богатстве, по «сердцу» — о радости или печали, по «ногам» — о получении посылки, о предстоящем путешествии, об исполнении желаний.

Чет в гадательном порядке предвещает препятствие или преграду на пути исполнения желания, нечет — успех, удачу, благоприятствование в делах.

Гадание на вещах

Молодые люди обоего пола собираются на вечер, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, затем все накрывают чистым полотенцем или салфеткой. После того участвующие в гадании поют песню, посвященную хлебу и соли, и потом другие подблюдные песни.

По окончании каждой, запустив руку и отворотясь от блюда, из-под закрытого блюда вынимают какой-нибудь предмет, попавшийся первым под руку. Но так как из-под блюда вынутые вещи не всегда попадаются тем, кому они принадлежат, то присуждается по этому случаю выкуп вещей.

Последнему, вынувшему доставшуюся из-под блюда на долю его вещь, поют песню обыкновенную свадебную, как бы предвещая скорый брак, затем и кольцо катят по полу, наблюдая, в которую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки близок брак, для мужчины – отъезд.

Гадание на зеркалах

Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которым хочется познакомиться со своим суженым. Гадание в зеркале или наведение зеркал всегда сопряжены с тишиной и молчанием, а вместе с тем с безлюдностью, для чего избирается ночь.

Способов гадания на зеркалах много, вот некоторые.

В темном покое ставят на стол зеркало, а перед ним – зажженную свечу. Гадающая девушка входит в покой и смотрит чрез свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Когда она скажет: «Чур меня», видение исчезает. Но этому верить нельзя, так как она скорее себя увидит, чем незнакомое лицо.

Девушка ставит два зеркала одно против другого. Перед сном одно зеркало ставит за собою. Поместившись, таким образом, между двух зеркал, девушка очерчивает вокруг себя круг зажженной лучиной, которой был зажжен огонь, и начинает внимательно смотреть в поставленное перед собою зеркало.

Гадание на поленьях

Надо подойти к поленнице задом и на ощупь выбрать себе полено. Если оно ровное, гладкое, без сучков, супруг попадется с идеальным характером:

  • полено толстое и тяжелое – муж будет состоятельным,
  • сучков много – в семье народится немало детей,
  • полено кривое – муж будет косой и хромой или злой,
  • полено ровное, с гладкой тонкой корой – муж красивый и молодой,
  • кора толстая шероховатая – муж некрасивый,
  • кора на полене местами ободрана или вовсе отсутствует – муж бедный,
  • растрескавшееся полено – муж попадется старый, рябой, с физическим недостатком,
  • большое полено – сильный, крепкий муж,
  • сучковатое полено – семья будет большая: каждый сучок – это будущий ребенок.

Гадание на псалтыри

В древней Руси вещими считали довольно интересные гадания на пcaлтыре, а делались эти гадания следующим образом:

  1. Пишут вопрос на листке бумаги, произвольно открывают псалтырь и вкладывают в него записку, примечая псалом, на котором открылась книга. Берут ключ, вкладывают его в книгу — стержнем с вырезами внутрь, кольцом — наружу.

    Крепко связывают веревкой или бечевой, чтобы псалтырь не раскрылся и ключ не выпал, привязывают кольцо к веревке и надевают на указательный палец гадающего.

    После чего ворожея начинает читать известный ей псалом. Завертится псалтырь на пальце — гадание удалось, все сбудется к лучшему, не завертится — худой знак.

  2. Гадающий задает вопрос, произвольно открывает псалтырь и читает открывшийся псалом, после чего ворожея-гадалка истолковывает ему прочитанное.

Гадание на соломе

Гадать на соломе интереснее всего, когда присутствует много людей. Ровно в полночь соберитесь в одной комнате, зажгите свечку и начинайте гадать. Чтобы узнать имя своего суженого, положите на стол солому, сбитую в ком, поставьте на этот ком сковородку, на сковородку положите камень и налейте немного воды.

Затем каждая из девушек должна потихоньку вытягивать по соломинке и по звукам, производимым камнем при колебании на сковороде, должно слышаться имя суженого. Во время гадания в комнате должна быть абсолютная тишина.                                                                                                            

Гадание на троицу

  1. Накануне Троицына дня свивают по венку на каждого члена семьи и в рожь кидают. На Троицу вынимают и в речку пускают; чей венок не поплывет, а сразу потонет, значит пришло ему время умирать.
  2. В четверг перед Троицыным днем девицы собираются вместе, чтобы вьюнки завивать — прутья на березе вьюночком оплетают и лентами связывают, венки плетут и на ту березку надевают, после варят на всех кашу и едят. После каши кидают ложки через березу и примечают: куда ложка черенком упадет — оттуда и суженого ждать, туда и замуж отдадут.
  3. Перед Троицыным днем собирается молодежь и угощается яйцами и маслом перед тем, как вьюнки завивать; в Духов день вьюнки развивают и в речку бросают. Чей вьюнок поплывет — тому долгую жизнь пророчат.
  4. Гадание на замужество в Троицын день — бросают в реку березовые венки и примечают:

Потонет чей венок — к смерти, на месте закружится — дома сидеть по избе кружить, поплывет чей венок — к большому плаванью, к отъезду из дому родительского, к замужеству или свадьбе.

Гадание по деревянной щепке

Налить в таз воды. По краям таза прикрепить полоски бумаги, на которых написаны события, например свадьба, поездка, получение денег, новая работа и т.д. (если гадающая особа одна), или имена всех присутствующих, желающих узнать свое будущее. Во втором случае событие загадывается одно, в частности свадьба, знакомство с будущим супругом и т.д.

Нужно взять сухую щепку, лучше лиственного дерева и закрепить на ней огарок свечи, горевшей в том доме, где происходит гадание. Свечу зажечь и подтолкнуть «кораблик» к середине таза. Оттуда щепка должна сама подплыть к одной из записок. К которой записке подплывет, то событие и произойдет. Если щепка перевернется или потонет, то загаданное Вами событие не произойдет в будущем году.

Читать про гадание:  Заговор на удачную рыбалку: правила проведения, особенности

Гадание по книге

Лучше всего взять книгу духовного содержания, можно, например, «Библию», не раскрывая ее, загадать номер страницы и строки сверху или снизу, затем раскрыть ее и читать в загаданном месте. Толкуют прочитанное сообразно тому, что самого гадающего интересует больше всего.                                            

Пора чудес – сочельник, святки,
гулянья ряженых в ночи
и пенье праздничных колядок,
калитки, сласти, калачи… **

И снов рассветных толкованья,
и посиделки при свечах,
и полуночные гаданья
на картах, воске, зеркалах…

Последних… магия воспета,
они загадочней, древней,
их цепкий взор хранит секреты
рождений, жизней и смертей.

В глубинах мира зазеркалья,
за тонкой гранью серебра
живет, по святочным преданьям,
видений призрачных игра.

Рассказ о прошлом и грядущем
таит волшебное стекло,
и о заветном дне насущном
всей правдой ведает оно…

Но этой святочною ночью,
когда свеча уронит блик,
не торопись желаньем срочным,
всмотрись в родной, чудесный лик.

Ты сможешь в зеркале увидеть,
великой тайны образа,
ведь мира хрупкого… обитель –
твои лучистые глаза.

Они хранят все откровенья
и все наследие души,
судьбы изящное плетенье
и целомудрие мечты.

Они… видения питают…
Осмелюсь я предположить,
что зеркала лишь отражают
то, что дают им отразить.

А посему, желаньем чистым
и сердцем, полным теплоты,
делитесь с ними силой мысли,
творите путь своей судьбы.

Пусть в ваши окна проникает
рождественский волшебный свет,
пусть зеркала вам нагадают
любви, богатства, долгих лет.
 

Гадание по куску хлеба

Приготовление теста для свадебных хлебов имело магически-символическое значение: это было, как говорили в народе, «заквашивание свадьбы». Дрожжи брали из дома брачного партнера. Воду для теста доставляла девочка с ряжеными родителями, одетая в наряд невесты. Вода наливалась под обрядовые песни сопровождающих «невесту» свах.

Просеивали муку «деверья» и «золовки» через нечетное число в перстень жениха и браслеты невесты. Производилось ритуальное смывание теста с рук «золовки», а использованная вода выплескивалась под фруктовое дерево. Один из свежевыпеченных хлебов разламывался на голове деверя или жениха.

За этим следовали хоровод и трапеза, во время которой съедали разломленный хлеб. Каждый сидящий за столом отламывал кусок от хлеба. Условие было такое, чтобы куски были примерно одного размера. Если последнему или последним не доставалось куска или доставался маленький, то семейная жизнь предвещала временные трудности, если же всем доставалось по одинаковому куску, семейная жизнь сулила стабильное материальное положение.

Гадание при помощи воды

Кульминацией свадьбы был обряд надевания чепца на молодую, символизировавший ее переход в статус замужней женщины. Ее на этот раз уже не с подружками, а с молодыми женщинами – близкими родственницами – отводили в комнату, где ей собирали волосы в прическу и надевали чепец – символ замужней женщины.

Молодую сажали на деревянную бадью, наполненную водой, на которую был положены валек для белья и штаны молодого мужа, что должно было способствовать скорому появлению мужского потомства. С той же целью на колени ей сажали маленького мальчика. Верили, что вода в бадье, на которой сидела молодая, обладала магическими свойствами.

Гадание с зеркалами

Это хорошо известное из литературы гадание и сейчас пользуется популярностью у смелых девушек.

Зеркалам в старину приписывались магические свойства. Обычай закрывать зеркала, если в доме есть покойник, тоже отражает это отношение наших предков к магии зеркал.

Гадание проводится в пустой и тихой комнате. Не должно быть никого и никаких звуков. Гадающая девушка должна распустить волосы и полностью сосредоточиться. Она должна сидеть в темноте возле двух противоположно поставленных зеркал. На картине Новикова показано это положение девушки.

В полночь девушка зажигает две свечи, расставленные по бокам от зеркал, и произносит: «Суженый мой, ряженый, покажись мне» и начинает вглядываться в галерею отражений, надеясь увидеть своего жениха. Сидеть перед зеркалами можно долго, а можно увидеть суженого сразу.                                                            

Гадание с лошадью

Гадание у конюшни — подкатываются по снегу к воротам конюшни рожей кверху со стороны улицы и слушают: начнет лошадь переступать, ходить или фыркать, значит и поезду свадебному скоро быть, если тихо будет — и свататься не приедут.

Гадание у ворот — валятся на снег, подкатываются к соседским воротам и стучат мутовкой — заржет лошадь или зафыркает, значит возьмут в этом году замуж.

Гадание на лошадь — вечером, когда заведут лошадей в конюшню после работы, собираются девки, валятся на снег, подкатываются к воротам и трижды приговаривают:

«Добрый конь, скажи — не соври, скажи — не утаи, выйду ль я замуж, али нет?» После примечают: заржет конь, загремит уздой — значит замуж возьмут.

Гаданье-обскакиванье — близ полуночи девушки обскакивают колодец против солнца — три раза на левой ноге и три раза завораживаются: «Место чертово — черт с тобой!».

После слушают: закапает в колодце вода — быть замужем, не закапает — этот год дома сидеть. Перед тем как идти домой — развораживаются: обскакивают колодец по солнцу — три раза на правой ноге и три раза приговаривают: «Богово место — Бог с тобой!»

Гадание у хлебного амбара — ночью близ полуночи идут к житнице, обскакивают ее три раза против солнца на левой ноге и приговаривают:

«Место чертово — черт с тобой!» После замолкают и слушают: посыплются хлеба — за богатым жить, послышится заметание — за бедного выходить. Перед тем как идти спать, развораживаются.

Гадания о будущем молодоженов

«Скрыванье» — как приходит время молодым идти в подклеть (нижний этаж деревянного дома), в горнице дружка завертывает пирог в один конец полотенца, а другой — со стола опускает.

По тому, как скатится пирог, угадывают, сын или дочь народятся: верхом вниз — дочь, вверх — сын. Вот почему и называют это гадание на рождение ребенка — скрываньем.

С помощью каравая можно провести простое гадание кто родится — спустятся молодые в подклеть и улягутся, так дружка каравай по горбу девкиному скатывает. Ляжет хлеб верхнейкоркой вниз — девка родится, нижней- парень.

Гадание на рождение ребенка за «красным столом» — на второй день свадьбы — за «красным столом» зачинает дружка хлеб рушить и на стол кидать. Упадет первый кусок горбушкой вверх — ждать им первенца-сына, вниз — дочь.

Гадание кто родится на калаче — берут молодые калач с обеих сторон и тянут в разные стороны. Чья половина больше окажется, тот и будет в семье верховодить.

Тещино гадание — ставят посреди невестина двора квашню, покрывают скатертью, кладут сверху хлеб и ставят склянку.

Невестина мать встречает молодых, едущих из церкви, в вывороченной наизнанку шубе, сидя на ухвате, кочерге или же метле. Скачет навстречу им подвору с горшком с водой и овсом. Все это дарит она зятю.

Тот должен вылить воду с овсом на гриву коня и отдать пустой горшок дружке. Бросит дружка горшок в сторону, и если он разобьется — сын первым родится, уцелеет — дочка.

Гадания с вызыванием сна про суженого

Пишем имя юноши на клочке бумаги, кладём на маленькое зеркальце и под подушку или кладут под подушку три лавровых листка. На одном пишут – «Ананий», на другом — «Азарий» и на третьем – «Мисаил» и произнести заклинание: «С понедельника на вторник я гляжу на подоконник, кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне».

Гадают в ночь с понедельника на вторник. Берется веточка ели, кладется на ночь в изголовье. При этом говорят: «Ложусь на понедельник, кладу в изголовье ельник, приснись тот мне, кто думает обо мне.» Кто приснится, тот тебя и любит.

Гадают в ночь с четверга на пятницу. Ложась спать, говорят: «Четверг со средой, вторник с понедельником, воскресенье с субботой. Пятница одна и я, молода, одна. Лежу я на Сионских горах, три ангела в головах: один видит. Другой скажет, третий судьбу укажет.»

Гадают девушки если ложатся спать там где раньше не приходилось. Перед сном говорят: «На новом месте, приснись жених невесте». Во сне увидишь своего жениха.

Гадания славян-народный фольклор

Старинные святочные гадания на Руси. - ЖЕНСКИЙ  МИР - 7 января - 43909365993 - Медиаплатформа МирТесенИспокон веков человек не мог смириться с неизвестностью и искал объяснения происходящим событиям, а также способы предвидеть будущее. Предсказания — один из таких способов, берущий своё начало в обращении за советом к потусторонним силам. Гадания встречаются в культурах разных народов, от Древнего Египта до скандинавских племён.
У славян оно тоже пользовалось популярностью, им занимались различные жрецы, знахари, ведуны, колдуны, ворожеи. Художественная литература запечатлела не один пример гадания.

Особенно популярно это занятие было в длинные зимние вечера, когда чтобы скоротать время сенные девушки и боярыни пытались приоткрыть завесу тайн потустороннего мира и узнать грядущее. Многие способы предвидения будущего утрачены, поэтому в этой статье будут приведены несколько самых популярных.

Гадание по воску
Для этого гадания используют ложку, восковая свечу и ёмкость с водой. Отломив кусок воска от свечи, его кладут в металлическую ложку и нагревают над пламенем до полного растапливания. Дальше содержимое ложки одним движением выливают в воду и по застывшему воску определяют судьбу. Если она похожа на кровать — это к болезни, фигура юноши или девушки — к любви.

Гадание по теням
Ритуал проводится ночью во время святок (7–19 января). Чистый лист бумаги нужно скомкать и положить на перевёрнутую глубокую тарелку. Бумагу помещают между зажжённой свечой и светлой стеной, так чтобы на плоскости образовалась чёткая тень. На этом этапе появляется первый образ, затем листок поджигают и внимательно запоминают все силуэты, появляющиеся на стене. Их количество может достигать сорока.
Затем все фигуры собираются в одно предсказание и расшифровываются, при этом важно внимательно прислушиваться к собственным ощущениям и устоявшимся значениям символов.

Бросание башмачка
Это гадание предназначено для девушек, ищущих суженого. Им нужно выйти за околицу и левой ногой бросить башмачок. Носок покажет откуда ждать суженого.

Подслушивание.
В лунную ночь молодой девушке нужно прийти к закрытой церкви или часовне. Прислушавшись можно расслышать пение за упокой или звуки венчания. Это пение предсказывает смерть или замужество.

По книге
Сперва нужно найти толстую книгу, желательно духовного содержания. Затем следует загадать страницу с номером строки, и прочесть загаданное. Прочтенное и есть предсказание.

Читать про гадание:  Гадание на кофейной гуще: Девушка - Значение символа

По щепке
Вначале следует записать на листочках бумаги предсказания — такие, как: свадьба, богатство и прочее. Эти листочки нужно закрепить на краях большой ёмкости с водой (хорошо использовать таз).
На деревянной щепке закрепляют огарок свечи и бросают, подожжённой, в середину таза. Если конструкция подплывёт к листочку бумаги — записанное сбудется, но если щепка потонет — загаданное не случиться, как минимум год.

Гаданье-полотье на хмельнике

  1. Идут на хмельник (место в лесу, поросшее диким хмелем, или огород, где выращивают хмель), набирают сзади в подол снег, полют и приговаривают:

    «Полю, полю белый снег на собачий след, взлай, собаченька, у свекра — на цепи, у свекрови — на печи, у милого моего — на постельке!»

    После слушают: в какой стороне собака залает — в той и жених живет, грубым голосом лаять будет — за старого замуж выходить, тонким — за молодого.

  2. 2. Полют снег на хмельнике, набирают в полу снег, после сыплют горстями через левое плечо, приговаривая три раза подряд: «Полю, полю снег, лай, собачка, на чужой стороне», — и слушают, где собака залает.

    Гадание со скалкой — колотят скалкой по верее и приговаривают: «Собачка, собачка, залай у свекра на цепи, у свекрови — на печи, у жениха моего — на постели».

Глава 1 святочные гадания

Двенадцать дней после Рождества Христова (с 7 по 19 января) называются Святками, т. е. святыми днями, потому что они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

С древних времен это были праздничные дни. Завершился длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, наступает веселье. Молодежь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улицах, гадания, оставшиеся от языческих времен. Церковь смотрела на святочные забавы сквозь пальцы.

Святки, святые дни, зимние праздники начинались с Рождества, когда ходили по домам, славя Христа и собирая подарки. Гулянья сопровождались веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданиями. Отмечали Святки шумно, раздольно, царила неповторимая атмосфера святочного веселья.

Святочные праздники представляли собой смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпадали по времени с древними языческими, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие домашних животных.

У славян с давних пор существовал во время Святок обычай – рядиться, надевать личины (окруты, скураты), играть козу, чествовать тура (быка), проводить гадания (на бобах, литьем олова, на прутиках, подслушиванием и т. д.) и птицеволхование, устраивать катания и пляски, возжигать огни и т. д.

С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды, обычаи и увеселения не потеряли своей силы, а обогатились новыми, образовавшимися на христианской основе. И в настоящее время продолжают существовать разнообразные святочные забавы и развлечения.

Что же касается гаданий, то к ним наша церковь издавна относилась строго и запрещала их в среде христиан.

Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткой, но оканчиваются почти всегда великим вредом для души. Нарушается святость этих дней и всякого рода другими неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями, которые приурочиваются у нас к Святкам и которые должны сделать эти дни приятными и веселыми.

Святки делятся на две части. С Рождества их называют святыми вечерами. Они длятся неделю. А следующие пять дней до Крещения идут страшные вечера. Почему страшные? В старину русские люди верили: когда начинают прибавляться тепло и свет, темная сила особенно злится и гуляет напоследок по земле так, что дым идет коромыслом.

К Святкам всегда готовились заранее, чтобы веселее провести это время.

Святки праздновались всеми, но в основном это был праздник молодежи. Любимым занятием молодежи было колядование. Про Коляду, древнего языческого бога, уже давно забыли, а обычай остался. Для потешных и забавных игр ряженые парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния.

Человек в маске на время праздника как бы выводился за рамки обычных норм поведения. Рядились, как кому хотелось, и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли традиционные обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли божьи и другие посланники. Плясали, поздравляли хозяев.

Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

Каждая хозяйка щедро одаривала гостей, угощая выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, сладостями.

На какие праздники можно гадать

На какой праздник принято гадать

Наши предки гадали во время крещенского сочельника (день Кащея и Белеса);

На Масленицу — зимний языческий праздник поминовения, дошедший и до наших дней, — пекли блины, устраивали кулачные бои в память о предках, славили вступивших в брак и символически наказывали холостых и незамужних;

Потом был пост, совпадавший с языческими воспоминаниями-мифами о том, как шел Дажьбог в царство Кащеево за украденной Мареной;

11 февраля надень Белеса — «коровий праздник», замещенный днем «Власия — сшиби рог с зимы», гадали на животных, кормили коров хлебами и поили их крещенской водой; 18 февраля гадали на день Марены, замещенный днем святой Мариамны-праведной.

В народном календаре она была названа Маремьяной-кикиморой, «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре, а также кикиморе-судьбе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы».

В первой половине марта закликали весну, гадали на комоедицы — праздник пробуждения медведя;

Всю весну славили Ладу, Лелю, Ярилу, а во второй половине марта поминали усопших, справляли тризны.

Ппричем во времена язычества само слово «тризна» имело значение, отличное от сегодняшнего «погребального пира», и означало «бой» или «ристание» — «дра-тися по мертвеци».

Украинцы до сих пор называют четверг Великой недели «Навським Великднем», т.е. днем навьев — мертвецов.

4 июня на Ярилин день славили бога весеннего плодородия, устраивали празднества, подобные древнегреческим мистериям в честь Диониса.

Наконец, с 19 по 24 июня праздновались русалии и день Ивана Купалы — кульминация языческой обрядности.

Эти дни сопровождались ритуальными плясками, игрищами, танцами-хороводами, разжиганием костров, пусканием горящих колес, молениям духам вод, купанием в росах…

20 июля отмечался день Перуна с обильными жертвоприношениями, обрядом срывания венков — посвящением девушек в женщины.

В августе отмечались зажинки и дожинки, сопровождаемые разнообразными ритуалами аграрной магии — гаданиями и прочими действами, связанными с началом и окончанием жатвы.

В сентябре наступало время общинных пиров со славословиями Рода и рожаниц, с пением ритуальных песен и питьем меда из ходившей по кругу ритуальной чаши-чары, разнообразными гаданиями, жертвами богам хлебов и животных.

Так как гадать наши предки старались в праздники или накануне их, есть все основания предполагать, что «языческая пятница» была своего рода божеством и покровительницей духов усопших.

По этой причине ритуальные гадания проводились в ночь с четверга на пятницу.

Многие исследователи видят в этом очередное доказательство двойственности славянских верований. Дело в том, что в европейской, да и в отечественной демонологии четверг считается наиболее благоприятным днем для контактов с «нечистой силой».

Вместе с тем обряд прикармливания и высматривания домового именно в четверг косвенно свидетельствует о том, что в языческой мифологии и магической практике этот день был посвящен духам жилища.

Как погадать на Троицу

Не сохранилось особых указаний на предмет того, какие же места особенно подходят для гадальных ритуалов, вместе с тем наиболее пригодными считались нежилые темные места — овины, бани, чердаки и подвалы.

Известны гадания, которые надлежало проводить у деревенской околицы, на раскрестках, на росстанях, на погосте, на церковной паперти, на берегу реки, зимой — у проруби, у колодцев и водоемов…

Народные гадания в зимние святки

«Теперь, девки, и за гаданье можно взяться. У меня всё припасено,» – сказала тётка Маланья. С этими словами она сняла с полки миску с разным хлебным зерном и предложила девушкам взять по горстке, а сама из-под печи вынула сонного петуха и встала с ним посреди избы, покуда девушки делали круг из кучек зерна, положив в середину свои кольца. Зажгли пучок лучины, которым освещался круг, и пустили в него петуха. Сначала он оторопел, а потом, присмотревшись и увидев зерно, подошёл к кучке Дуни и стал клевать с жадностью. При первых ударах клювом кольцо Дуни выпрыгнуло в сторону и подкатилось к ней. Одобрительный говор испугал петуха, и он неохотно стал клевать из другой кучки, а к остальным так и не подошёл ни разу, несмотря на долгое выжидание. Вторая кучка была Аришина.

— Ну, вам, девки, быть замужем в Новом году, — сказала Маланья.


Позади Корочун, самый короткий день в году в преддверии Зимнего Солнцеворота, и самая длинная ночь в году. Пришла Коляда с её буйным весельем. Рождение нового Солнца на Руси повсеместно приветствовали всеобщим ликованием, гулянием, пирами, катанием в санях, хороводами, ряжеными, колядованием. Как правило, Новый год встречается с радостью и надеждой. Для кого год уходящий был несчастливым, тот ждёт от года нового изменений к лучшему. У кого всё сладилось в прошедшем году, ждёт ответа на вопрос, а повторится ли это в новом. Волшебное время, чародейное, пора безвременья… Свет младенца Хорса (один из Ликов Дажьбога) ещё слишком слаб. Как ни воспользоваться этим временем, ни заглянуть в будущее, ни погадать?

С приходом Коляды начиналась пора Зимних Святок, двенадцать святодней начиная с кануна Коляды, символизирующие собой шесть светлых (Светлые вечера) и шесть тёмных (Страшные вечера) месяцев Кологода. По святочным вечерам собиралась молодёжь на посиделки в избах. Девицы занимались рукоделием в ожидании, когда же хозяйка начнёт гадать, и пели песни. Пекли печенья в виде животных и птиц (например – «козули»), угощали ими друг друга и посылали родным. Если приглашали на посиделки парней, то играли в игры вроде «люб — не люб», и разыгрывали весёлые действа с ряженьем. «Ни в одном празднике народном не заключается столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и временам года, как в святках» (Снегирёв И. М.).

После всех увеселений молодежь усаживалась за стол, хозяйка застилала его новой скатертью и ставила на него блюдо с водой. Все присутствовавшие в доме снимали с себя кольца (перстни, серьги, иные украшения) и клали их на стол рядом с блюдом. Второй скатертью хозяйка накрывала блюдо, а рядом клала кусочки хлеба, соль и три уголька. Напротив блюда садилась самая сведущая в гадании женщина («сватья») и начинала запевать святочные «подблюдные песни», первой из которых была «Хлебу да Соли». Закончив песню, сватья опускала под скатерть в блюдо хлеб, соль и угольки, а гости, в свою очередь, клали в блюдо свои украшения.

Затем снова начинали петь. Песни были короткие, заканчивались особенным припевом:

Читать про гадание:  Простейшее гадание на Таро — да или нет

Каждая короткая песенка имела своё значение, как-то: к замужеству, к прибыли, к разлуке, к потере, на долгую дорогу. Например:

И таких песен было великое множество, на разные случаи. Во время пения сватья перемешивала рукой лежащие в блюде вещи, а с окончанием каждого куплета встряхивала блюдо и вынимала первое попавшееся кольцо. Соответственно, – чьё кольцо выпало, тому и предназначалось значение исполненной песни.

Иногда сватья намеренно вынимала две вещи (для суженого и суженой) под песню:

Показав два кольца присутствующим, сватья заявляла: «Чему быть, того не миновать. Неминуемый брак». Если же она вынимала, например, два девичьих кольца, то одно откладывала, продолжая «ловить» суженого.

Гадание с подблюдными песнями девушки могли проводить и сами, без сватьи.

По окончании подблюдных песен начинали «хоронить золото», играя в «Колечко» с оставшимся не вынутым из блюда кольцом, напевая:

Ведущая игру девушка потихоньку клала кольцо в чьи-то руки, а девушки передавали его одна другой:
Поздно вечером заканчивались посиделки. Вот все гости разошлись, и для девушек наступало время Святочных Гаданий. Начинали обычно с «окличек», выбегая из ворот и спрашивая первого встречного имя. Затем приходил черёд воску, курице и зерну, напёрсткам, разной кухонной и хозяйственной утвари, замкам и ключам, гребням и зеркалам, — т.е. гадали, используя всевозможные способы и предметы, всё, что донесли до них их бабушки с глубокой старины. Гадали до полуночи (а в страшные вечера заканчивали гадать и позже). А на следующий день посиделки продолжались в другой избе.
На Святки девицы и парни собираются в избе, очерчивают на полу круг углём левой рукой и противосолонь, насыпают на пол овса и ячменя ( в эпоху двоеверия даже считали, что для этого гаданья лучше всего подходит овёс, украденный у священника во время рождественской славы), снимают с рук кольца и зарывают их в зерно. Затем приносят чёрную курицу, пускают её в круг и смотрят как она клюёт зерно. Соблюдается полная тишина. Чьё кольцо курица выкинет из круга, того скоро замуж выдадут (или женят). Случается и так, что курица кольцо обратно в круг затащит, – несчастливая свадьба грядёт гадающему.
В ночь под Новый год девушки собираются вместе, ходят по деревне и каждая по очереди стучит деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук отзовётся женский голос, то замуж в Новом году не выйти, если мужской – наоборот.
В один из Святочных вечеров девушка, перед тем как ложиться спать, выходила и запирала на замок колодец со словами: «Суженый мой, ряженый, приводи коня поить, у меня, у красной девицы, ключа просить». Ключ от замка девушка на ночь клала себе под подушку. Если увидишь во сне молодца на коне, значит выйдешь в новом году замуж. Кто во сне привидится, тот и суженый.
Девушки собирались вместе вечером и шли подслушивать под чужие окна. Судя по подслушанному разговору, они предрекали себе будущее: в зависимости от темы разговора (например весёлый или грустный), кто вёл разговор (мужчина или женщина, старый или молодой) и многого другого.
Проводилось в глухом конце села в заброшенной (нежилой) избе, в подполье или старой бане. Девушка в одиночестве ближе к полночи приходила в эту избу или баню, запиралась изнутри, развязывала на себе все узлы (например – пояс), в одном из вариантов гадания — раздевалась догола, расплетала косы и садилась на лавку. Перед собой на стол или каменку ставила зеркало, зажигала по обеим сторонам зеркала две свечи. Затем между собой и зеркалом ставила второе зеркало «лицом» к первому (как вариант – к себе на грудь или на левое плечо), получая таким образом коридор отражений. Затем девушка обращалась за помощью к высшим силам и просила зеркало показать ей суженого: «Суженый, ряженый, приходи ко мне, покажися мне. Он со мной».

После чего внимательно, не отрываясь, стараясь не моргать, всматривалась в зеркало напротив, в коридор зеркальных отражений, стараясь не упустить момент появления фигуры. Гадание это могло продолжаться несколько часов. Как только девушка видела образ, нужно было схлопнуть зеркало с зеркалом, потушить свечи и завязать пояс, чтобы не случилось беды.

После этого гадания зеркало заворачивалось в рушник и пряталось; нужно было обязательно поблагодарить «помощников» и не забыть разворожиться.

В Зимние Святки девушка выбегала ночью одна на перекрёсток дорог, чертила круг первым огарком, — т.е. тем, который остался от первой сгоревшей свечи или лучины в этот вечер, в который происходит гадание, — становилась в круг и слушала. Если гадальщица услышит стук топора – в Новом году должна умереть; если стук молотка – то жить ей богато; если же звон колокольчика – то выйдет замуж.
Несколько девушек около полуночи бегут на перекрёсток дорог. Одна из них, на которую хотят гадать, становится в центре перекрёстка, подружка обегает трижды её противосолонь, приговаривая: «Щурово место!». Затем девушка, стоящая в кругу, приседает на снег и расстилает подол своего платья по снегу. Подружка же кидает снег пятой левой ноги на разостланное платье со словами: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок?». Гадающая перетряхивает снег в подоле, а затем кидает его горстями через левое плечо, приговаривая: «Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свёкра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой!». Потом все стоят и слушают, где залает собака. В которой стороне залает, в ту сторону и замуж выйдешь. Если собака залает грубым, храпливым голосом, то значит девка выйдет замуж за старого, если звонким – то за молодого. После этого гадания нужно обязательно разворожиться.

Наши Предки свято верили в силу гаданий, в силу Судьбы и в возможность влиять на неё путём ритуальных действий. А судьба человека — это нить Макоши, на которой вяжут узелки свои Доля с Недолею. Поэтому и ценился так период Зимних святок, когда можно было приоткрыть завесу тайны, увидеть узор Судьбы на год вперёд.

Происхождение старинных русских гаданий

Старинные русские гадания популярны до сих пор. Полуязыческий, полухристианский строй верований, понятий и образа народной жизни наложили свой отпечаток и на гадальные ритуалы русской деревни.

Причем в народной религии было принято отмечать праздники «вместе» со всеми существами, населяющими Мать сыру землю, независимо от их языческого или христианского «происхождения».

Вот и получалось, что на Пасху славяне вроде как ограждались молитвой и крестным знамением от «нечистой силы» и тут же христосовались с ней! — ведь согласно языческим и народным поверьям, на Пасху даже черти катают крашеные яйца на перекрестках, поскольку это один из излюбленных праздников всех сверхъестественных существ!

Есть все основания предполагать, что некогда существовал определенный годовой порядок повседневных, ритуальных, обрядовых и праздничных гаданий.

В Древней Руси летосчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, поэтому Новый год совпадал с астрологическим и отсчет нового календарного года начинался с марта.

Поэтому совпадал со временем пробуждения природы и новым циклом земледельческих крестьянских работ.

При Иване III, Великом князе Московском, последним месяцем года считался август, а Новый год начинался 1 сентября. Встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали в России всего лишь 300 лет назад при Петре I.

После принятия юлианского, а потом и григорианского календарей порядок гаданий перепутался, позабылся.

Кроме того, не следует забывать, что официальная церковь никогда не одобряла «языческие непотребства» и выступала против сохранения элементов языческой обрядности в народной культуре.

Славянский год начинался с Коляды или зимних святок и продолжался до Крещения. Вечером накануне Рождества (свадьба Дажьбога и Марены по языческому календарю) ходили по домам мальчишки и девчонки с «вертепом и звездою» — колядовали.

Читали стишки-щедровки, пели песенки-колядки, за это одаривали их гостеприимные хозяева подарками — сластями, а то и деньгами.

Многие исследователи полагают, что коляды носили на Руси не только аграрно-магический и ритуально-поминальный, но и любовно-брачный характер.

Так как гадать на святки считалось к сватовству, сговоркам, рукобитию, отводинам и прочим предсвадебным, свадебным и послесвадебным обрядам.

Старинные русские народные гадания

     В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее.
В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад. Gad — так называлась богиня счастья, а по другим от санскритского Cad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать.
Самое же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.
Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но и у греков, римлян и славян.
Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.

§

    Проф. Снегирев описывает, как гадают в Вельской и Шенкурской областях о годовой судьбе при помощи снятой с крупного рогатого скота кожи. С этой целью несколько девушек берут столешник, хлеб, ножик и коровью сырую кожу, идут на перекресток или на Прорубь, расстилают там воловью или коровью кожу, кладут на нее хлеб и ножиком очерчивают круг, в пределах которого и садятся, закрыв себя столешником или скатертью и ухватив друг друга за мизинец, делают завещание, чтобы судьба известила их, что случится им в нынешнем году,  и в таинственной тишине ночи слушают: одной  слышится, что едут женихи большим поездом, другой чудится, что на поле большое собрание народа, знак обильной жатвы и проч.
Такие гадания происходят не только в России, но и и Шотландии, по свидетельству Вальтера Скотта. Гадают ночью, завернувшись в сырую коровью или в воловью кожу, садятся в ожидании ответов на сделанные вопросы, или имеют видения, которые открывают будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *