Светлана⋆ краткое содержание, о произведении

Основная идея

Известно, что Жуковский сделал целых три варианта перевода произведения Бюргера «Ленора», но именно «Светлана» удостоилась читательского признания ещё при жизни автора, и не утрачивает своей популярности в наши дни. По мнению специалистов, секрет такого успеха скрыт в той идее, которую несёт баллада.

Основной смысловой посыл Жуковского заключается в следующем утверждении: в суровом мире, где соседствуют добро и зло, человек постоянно подвергается различным искушениям. Главное, не поддаваться низменным порывам и всегда жить в мире со своей совестью.

Анализ стихотворения «светлана» жуковского

Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни.

Баллада жуковского "светлана", первая строфа-"раз в крещенский вечерок девушки гадали." сколько видов гадания присутствует и какие?

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.

Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг;
Степь в очах Светланы;
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.

Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылой.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.

Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Кони, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.

Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И, с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.

Читать про гадание:  Гадания на неделю онлайн 🌞🌟🌞 Погадать на предстоящую неделю бесплатно

Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.

Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворены очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.

Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ах!.. и пробудилась.

Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»

Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки, кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу вдет.
Кто?.. Жених Светланы.

Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
______

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучшей друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».

О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа — как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
1808-1812
В. А. Жуковский. Собрание сочинений в четырёх томах.

§

У меня такой опыт уже есть, я 12 лет проработала с подростками в клубе, и гадали, и колядовали, и дворовые праздники устраивали, особенно Новый год-с елкой, с дедом Морозом, один раз было , что деда Мороза вызывали по сот. телефону. Но в гадания подростки не верили, почему так уверенно говорю, потому что они со мной делились самым сокровенным, порой даже родители удивлялись, и поэтому врать не могли

§

§

§

§

§

§

§

§

Брошюра «гадания в балладе в.а.жуковского «светлана»

Вот в светлице стол накрытБелой пеленою;И на том столе стоитЗеркало с свечою;Два прибора на столе.«Загадай, Светлана;В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой…

Составители: Молодцова Оксана,

Герасимова Дарья, обучающиеся 6 класса

МКОУ «СОШ с. Быстровка»

«Раз в крещенский вечерок…»

(Гадания в балладе В.А.Жуковского «Светлана»)

«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…».

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

«В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны, расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны…»

Гадание проводят несколько девушек в полночь на перекрестке дорог. Та, на которую будут гадать, встает в центр перекрестка, другая обегает ее три раза против движения солнца с приговором: «Щурово место!». Затем девушка в круге садится и расстилает подол одежды на снегу.

Читать про гадание:  гадание на кофейной гуще Амаля в Уфе: отзывы в интернете, телефоны, адреса официальных сайтов -

Ее подруга пяткой левой ноги кидает снег в подол сидящей, приговаривая: «Я полола, полола снежок на собачий следок. Взлай, взлай, собачка, где женишок». Сидящая девушка встряхивает снег, нападавший в подол, после чего берет его горстями и бросает через левое плечо со словами:

«Полю, полю снег на собачий след, взлай, взлай, собачка, у свекра на дворе, у свекрови под шестком, а у ладушки под кроваткой». Все замолкают и прислушиваются, откуда раздастся лай. Где собака залает, туда девушка замуж и выйдет. Если лай раздался хриплый, муж будет старым, а если звонкий – молодым.

Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Интересно, что в наше время в городах этот вид рождественского гадания трансформировался соответственно месту действия, и теперь девушки подслушивают не под окнами домов, а под дверями соседских квартир.

«Кормили счётным курицу зерном…»

Источник

Жанр, направление, размер

Пытаясь определить жанровую принадлежность произведения, его нередко относят к поэме, хотя сам Жуковский называл свою «Светлану» исключительно балладой. Безусловно, перед нами образец баллады: сюжет в ней изложен посредством методичного слога, а романтический герой оказывается в самом эпицентре загадочных, таинственных, полных мистицизма событий.

Поэтический размер – хорей. Данный размер придаёт произведению особую напевность и плавность. Перекрёстная рифмовка лишь усиливает подобный эффект.

История создания

В начале творческого пути Василий Андреевич Жуковский во многом подражал английским и немецким поэтам. Он искренне считал, что отечественным писателям есть чему поучиться у западных коллег, и не стеснялся перенимать у них опыт. Однако в своих работах Жуковский всегда брал во внимание особенности русского менталитета. В результате даже переводные произведения отличались удивительной самобытностью и мало походили на первоисточники.

Одним из примеров подобного подражания стала баллада «Светлана», в основе которой лежит произведение известного немецкого поэта Бюргера «Ленора». Переложив первоисточник на свой манер, в 1812 году Жуковский подарил русским читателям прекрасную балладу, открывающую двери в мир сказок, мистики, легенд и преданий.

Невольно встаёт вопрос, кому посвящено столь мистическое и загадочное произведение, написанное Жуковским с большой любовью? Свою балладу Василий Андреевич посвятил родной племяннице и крестнице А. Протасовой. Это был своеобразный свадебный подарок девушке, которая выходила замуж за лучшего друга поэта, А. Воейкова.

В центре сюжета баллады – рождественское гадание на суженого, которое в старину пользовалось большой популярностью среди незамужних девушек.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения: панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом.

И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения.

Как раскрывается в балладе в. а. жуковского «светлана» тема вечного противостояния света и тьмы? (егэ по литературе)

В замечательной балладе знаменитого русского писателя Василия Андреевича Жуковского «Светлана» раскрывается тема вечного противостояния света и тьмы через борьбу сил в природе и в душе человека. Это произведение, несомненно, позволяет задуматься о вечных человеческих проблемах и смысле жизни, о человеке, его предназначении.

Основной конфликт произведения намечен первой же фразой, открывающей повествование: «Раз в крещенский вечерок/ Девушки гадали». Он сопряжен с любовным конфликтом: героиня влюблена, но милый друг находится далеко, и Светлана тоскует по нему.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Её печаль настолько глубока, что юная красавица даже не участвует в хороводах, она стоит в стороне от веселых подруг. Душа героини погружается во тьму. Атмосфера напряжения, тревоги и тьмы усиливается образами луны, тумана, сумрака, а также волнением и страхом Светланы во время гадания.

Она гадает, и силы тьмы окончательно вступают в свои права. Во сне исполняется желание девушки: к ней возвращается жених, они едут венчаться. Жуковский строит сюжет таким образом, что темные силы предлагают девушке то, чего она больше всего желает, так искушают и завлекают её.

Кульминационным можно считать момент, когда героиня понимает, что перед ней не настоящий возлюбленный, и совершает поступок, характеризующий её как христианку: она искренне молится Спасу, обращаясь к Богу с просьбой о заступничестве. Образ «голубочка белого» становится символом того, что её молитвы услышаны и светлые силы придут на помощь и защитят девушку.

Читать про гадание:  Первый срок пошёл: Анатолий Быков получил 13 лет за убийства, но его ждёт ещё более суровое наказание

Таким образом, любовь Светланы вознаграждена за то, что, грустя и терзаясь неизвестностью, девушка искренне верила в милость Божью, счастье, сумела побороть страхи и сомнения. Великое произведение и сегодня остается одним из самых читаемых в стране.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id79206

Источник

Какую роль играет приведённый эпизод в развитии сюжета «светланы» в. а. жуковского? в сюжете каких произведений отечественной литературы важную роль играет ситуация гадания и в чём эти произведения можно сопоставить с балладой «светлана» в. а. жуковского? (егэ по литературе)

8. Приведенный фрагмент – сцена гадания – является сюжетной завязкой в балладе В.А. Жуковского «Светлана». Именно он становится отправной точкой всего дальнейшего действия, так как впечатления от загадочного гадания заставляют Светлану увидеть сон, который и ляжет в основу всего повествования.

Сцена гадания создает неповторимую атмосферу баллады Жуковского – атмосферу мистическую и страшную, но невероятно притягательную.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

С помощью повторов поэт обращает внимание читателя на отдельные особенности мира баллады. Так, например, чтобы подчеркнуть ужас, который испытывает Светлана, Жуковский несколько раз повторяет слово «страх»:

…Страшно ей назад взглянуть,

Автор тщательно описывает обстановку, которая окружает героиню: «мертвое молчанье», одинокую свечку в темноте, жалобный крик сверчка – «вестника полуночи», так что страшно становится не только героине, но даже и читателю.

Таким образом, данная сцена является важной в произведении как определяющая сюжет и тон всего дальнейшего повествования.

9. Баллада «Светлана» не является единственным произведением русской литературы, в котором описывается гадание.

В.Г. Белинский называл «Евгения Онегина» А.С. Пушкина «энциклопедией русской жизни» за то, что Пушкин внимательно и скрупулезно описывает мельчайшие детали быта русского дворянства. Так что неудивительно, что автор не может обойти тему гаданий: так, в одной из глав описано гадание Татьяны.

Как и Светлана, Татьяна гадает во время Святок. Обе героини после попытки предсказать будущее видят необычный и пугающий сон о своем любимом. Правда, сон Татьяны является пророческим, в то время, как сон Светланы оказывается ложным – ее жених возвращается домой после долгой разлуки.

Гадала и Наташа Ростова, одна из главных героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Как и Светлана, инструментом для нее становится зеркало. Но в отличие от героини баллады Жуковского, Наташа слишком живая, непосредственная и сосредоточенная на реальном мире, так что у нее так и не получается увидеть в смутных пятнах на зеркале свое будущее.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id58664

Источник

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.

История создания – Произведение написано в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.

Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания и утреннее пробуждение, принёсшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.

Образы и символы

В балладе весьма интересное построение образной системы. Сначала повествование на первый план выводит одну лишь главную героиню, в то время как прочие образы словно закрыты дымкой сновидения.  Все прочие герои, кроме Светланы, напоминают декорации пьесы и не играют самостоятельной роли.

Средства выразительности

Баллада отличается большим разнообразием средств художественной выразительности. Так, автор использует метафоры (« мёртвое молчанье», «свет-судья лукавый »), эпитеты (« милый», «статный», «тайный »), сравнения (« мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день »), олицетворения (« тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок »), гиперболы (« тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами »).

Источник

Темы и настроение

Жуковский поднимает и предлагает рассмотреть три важных для себя темы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector