Все вопросы к нечистой силе
На Руси гадания считались важным и ответственным делом: они отвечали на самые разные вопросы. Крестьяне верили, что в этом помогают магические силы — как правило, нечисть. Поэтому во время обряда распускали волосы, снимали кресты, перед ритуалом не крестились, а иконы поворачивали к стене.
Гадания считали опасными, так как злые духи могли навредить или утащить на «тот свет». Чтобы защититься, во время ритуала нельзя было говорить, смеяться и оглядываться, нужно было держать друг друга за мизинцы или начертить защитный круг. Ворожбу следовало правильно завершить — перекреститься, убежать или «зачураться», то есть произнести магическое «чур меня».
Гадали обычно после захода солнца, вечером или ночью. Верили, что нечистые духи являются в магическое и опасное время, которое приходилось на середину зимы и лета — Святки и Иванов день. Гадали накануне больших церковных праздников: считалось, что праздничная служба прогоняет нечисть, а потому судьбу у духов узнавали заранее.
Для ритуалов выбирали «нечистые» места: пустые заброшенные дома, хлев, подвал и чердак, места у забора и ворот. Ходили к колодцам или источникам, на перекрестки и даже кладбища. Однако главным магическим местом считали баню. Верили, что здесь водятся черти и кикиморы, а также обитает демонологический персонаж — банник.
Известно много разных способов гаданий: в деревнях ворожили на воске, расплавленном металле, по священным и гадательным книгам. Спрашивали о важных и практичных вещах — о здоровье и будущем урожае, богатстве и погоде, причинах болезней и их исходе, о судьбе пропавших родных и о суженом, о верности супруга и об успехе поездки.
Духов «подкармливали» едой с праздничного стола: хлебом, блинами, кашей. К гаданию старательно готовились, потом ждали знаков от потусторонних сил и расшифровывали их. Такими знаками могли быть случайные звуки, силуэты теней, форма расплавленного воска, сны и поведение животных.
Гадание на предметы на будущего мужа
Весьма популярным на Руси было святочное гадание на предметы. Девушки загадывали на будущего супруга, – каким он будет в семейной жизни. Для этого брали различные предметы быта и раскладывали их на столе, после чего покрывали плотной непросвечивающей тканью.
Гадающая девушка должна была наугад брать предмет и вытаскивать его из-под ткани. По тому, что оказалось в руках, судили о качествах будущего мужа. Чаще всего интерпретировали предметы следующим образом:
Зеркальце – муж будет гулящим (щёголем)
Рюмка или стакан – окажется алкоголиком
Портсигар или пепельница, пепел от сигареты – пустой человек
Свеча – муж будет священнослужителем
Веточка растения – садовник, земледелец
Монета – торговец, хорошо обеспеченный человек
Бумага – чиновник
Яйцо – попадется болтливый муж
Цепочка – будет ревнивым, к себе «цепью прикует»
Соль – наплачешься от него
Фотокарточка – свекровь будет злая
Детская соска – детей будет много
Золотое украшение – дом будет «полная чаша»
Бижутерия, недорогое украшение – муж жадным будет
Теплая варежка, шарфик – любить жену будет крепко
Гадание с двумя зеркалами
Самым точным и опасным из всех гаданий считалось гадание на будущего жениха с двумя зеркалами. Проходило оно так:
- Девушка разувалась и раздевалась до сорочки, распускала волосы, снимала нательный крест, садилась перед большим зеркалом.
- По обеим сторонам зеркала она ставила по свече, ближе к полуночи зажигала их. В руки брала небольшое зеркало.
- Маленькое зеркало она ставила перед собой так, чтобы оно зеркальной стороной было направлено в сторону большого зеркала. Этим самым создавался зеркальный коридор. В нем (в отражении меньшего зеркальца в большем) и должно было показаться лицо будущего жениха.
- В полночь гадающая девица произносила фразу: «Суженый мой, ряженый, приди ко мне». Некоторые советуют произнести ее трижды.
- После этого девушка сосредоточено смотрела в зеркальный коридор, пока в нем не появлялось изображение мужчины. Говорят, некоторым везло, и изображение показывалось почти сразу, другим приходилось ждать его по 15-20 минут, а то и дольше.
- После появления в зеркале изображения жениха, маленькое зеркальце необходимо было тут же плюхнуть на стол зеркальной стороной вниз и произнести «Чур меня!».
Если девушка замешкалась, пытаясь рассмотреть суженого получше, нечисть в облике жениха могла причинить гадательнице серьезный вред.
Чур (он же Щур, Чурило) – славянский языческий бог, который, как считалось, оберегал род людской и находился к людям ближе других богов. В минуты опасности его призывали на помощь. Также Чур считался богом границы: он стоял на страже «пограничной черты», разделяющий миры яви и неяви. Кому, как ни ему, было оберегать гадательниц от потусторонних сил.
Гадания на святки
«Наступили святки — самое поэтическое время для русских людей. В деревне, во дворе и в барском доме все пришли в движение, все одушевились… Вечера, посвященные на переряженье и гаданье, пролетали незаметно…» (И.И. Панаев «Актеон»)
Другие даты гаданий – новогодняя ночь и ночь на Андрея Первозванного (30 ноября).
Гадание. Рис. С. Кожин (2008 год)
О гаданиях писал А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин». Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя?
Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Гадание с петухом
В разложенные на полу кольца или браслеты насыпали зернышки и выпускали петуха. Из чьего кольца (браслета) петух начинал клевать зерна, тому будет удача, счастливый брак, богатый год (в зависимости от желания, на которое гадают).
Был и другой вариант гадания. На пол сыпали зерна и ставили плошку с водой. Если петух начинал есть зерна — муж будет богатый, а если пить воду — пьяница.
Гадание с петухом. Рис. К. Маковской
Гадание с петухом. Рис. Ю. Сергеев
«Мы клали все по кольцу на пол, и в каждое кольцо насыпали овса, потом являлся на сцену петух. Испуганный криками, с которыми его встречали, он топырил крылья и бросался из угла в угол. Тогда все умолкали и присаживались на корточки около места, усеянного овсом. Каждый следил с напряженным вниманием за малейшими движениями петуха, который мало-помалу приходил в себя, оглядывался и начинал робко прогуливаться между кольцами.
«Что ж, девки, — говорила няня, — пора бы запевать»; и вдруг возвышался какой-нибудь тонкий голос; другие подхватывали хором, и раздавалась песнь о красной девушке, поджидавшей милого дружка. Тут начиналась пророческая роль петуха: из чьего кольца он начинал клевать зерна, той судьба сулила в будущем жениха по сердцу и счастливый брак. Следовали и другие песни, гласившие о почестях и о богатстве, и петух точно так же предвещал кому следовало и богатство и почести» (Т. Толычева).
В городских домах тоже развлекались галаниями
Гравюра 19 века
Гадание на воске (олове, яичном белке, бумаге)
Расплавленный воск (олово) выливали в холодную воду, и обсуждали, что могут значить получившиеся фигурки. Или выливали белок в кипяток.
Распространено также было гадание на бумаге, смятые листы поджигали, а потом смотрели на тени, от получившихся комочков пепла — гадая, что они могут значить.
«Она любила гадать на Рождество — гаданье она не считала предрассудком. Вместе с своей горничной она выливала олово или жгла бумагу на подносе, а потом смотрела, какие из олова или из жженой бумаги выходили на тени фигуры. Выходили всегда офицеры с султанами, в санях или в колясках, а вдали церковь. И горничная всегда замечала барышне:
— Вот, барышня, вы уж непременно выйдете нынешний год замуж за военного.
Однако пророчество горничной не сбывалось»( И.И. Панаев «Барышня»).
Гадание. Рис. И. Крамской
«Когда олово растопилось, я взяла ковш и, по совету Марьи, вылила больше половины в деревянную чашку с водою. В эту минуту что-то стукнуло у дверей. Не желая, чтоб меня застали в таком упражнении, я вдруг обернулась, ударилась по неосторожности локтем об стену и пролила остаток олова себе на руку.
Ты можешь себе представить, какую это причинило боль. Я закричала. …В это время Марья, с довольным видом, подойдя ко мне, шептала мне на ухо: «Забудьте вашу боль, сударыня! Вас ожидает счастие, счастие, какого я и рассказать не умею. Не пройдет шести недель и у вас, вспомните мое слово, будет муженек, такой добрый, такой хороший…»(«Святочное гадание», 1822 год)
Рис. М. Пимоненко
«Еще прибегают к помощи белка: выливают белок яйца в стакан воды. Белок, как и воск, принимает причудливые формы. Говорят, белок всегда принимает форму церкви или кладбища. Предсказание здесь очевидное. А то берут лист бумаги, делают на нем складки (гофрируют) и жгут его, а потом подносят к стене и смотрят, какие тень от него производит фигуры. При малейшем движении воздуха, сожженная бумага изменяет свою форму, и на стене показываются то мальчики пляшущие, то черти, и по ним гадают. В этом случае много помогает известным образом настроенное воображение…» («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).
Гадание на воске описал А.С. Пушкин:
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней…
Гадание Татьяны, иллюстрация
Башмачок за ворота
Как у Василия Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали»
В какую сторону носок башмачка укажет — с той стороны жениха ждать.
Иногда такое гадание заканчивалось курьезом:
«Все мы построились в шеренгу против ворот; я была в середине, итак, начинать было не мне; поочередно каждая снимала свой башмак, оборачивалась спиною к воротам и бросала башмак через голову и через ворота. Все мы бежали опрометью смотреть, как он лег, в которую сторону носком; девица надевала его, и мы опять становились во фрунт. Дошла очередь до меня; я скинула свой атласный светло-голубой башмак, оборотилась спиною к воротам… В это время послышался скрып полозьев; но мимо дома нашего проезжали так же, как и мимо всякого другого, итак, этот скрып не помешал мне сказать моему башмаку, что куда я поеду, чтоб туда он упал носком. С последним словом я бросила его через голову за ворота. Башмаки моих подруг падали тотчас подле ворот; но я была сильнее их, итак, башмак мой полетел выше и далее. В то самое время, как он взвился на воздух из руки моей, какой-то экипаж быстро подкатился, остановился и восклицание: «Что это!..» оледенило кровь мою; я окаменела от испуга: это была матушка!.. Она приехала, и башмак мой упал к ней в повозку» (Н. Дурова).
Рис. С. Васинов
Вещие сны
В волшебные ночи святок сны считались вещими, гадалки хотели получить во сне ответ на самый волнующий вопрос. Вот некоторые из способов гаданий.
«Старинное гадание… Берут тарелку, налитую до половины водой; затем поперек над водою, по краям тарелки, устраивают из лучинок мосток: вода в тарелке должна изображать реку. В воображении же гадающей, когда она ставит тарелку под кровать девушки, на которую загадывает, должно являться пожелание той девице судьбы или жениха. Гадальщица убеждена, что девушка та, под кроватью которой поставлена ею тарелка, увидит сон, в течение которого ей приснится суженый, который ее переведет через мостик над рекою. Это гадание проделывается во время святочных ночей и вечеров, имеющих якобы таинственную силу навевать пророческие сны» (Е.А. Сабанеева)
Теперь я расскажу о моем гаданье на новый 1832 год. Меня научили прочесть сорок раз «Отче наш» и положить сорок земных поклонов, потом, ложась спать, сказать: «Суженый-ряженый, приснися мне».
(Е. Сушкова «Записки»).
«Городская барышня, ложась спать, молится Богу, чтобы приснился ей суженый. Такие сны вызываются даже искусственно. Так, девушка берет наперсток воды, муки и соли, печет лепешку и ест ее на ночь, а под кровать ставит стакан с водою, наверху которого устраивает мостик из прутьев. Ночью, когда ей захочется пить, ей приснится суженый, который переведет ее через мост (мифический символ брака). В другом случае барышня на ночь под подушку кладет гребень и верит, что приснится милый, который ее расчешет» («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).
«Святки сопровождались гаданиями. Накануне этого праздника, по захождении солнца, из разных домов собирались девушки в одну, назначенную ими, комнату, брали красное деревянное блюдо, покрывали его большим платком и клали на него небольшой кусок хлеба и уголь. После этого девушки загадывали на перстнях, на кольцах, на запонках и других подобных вещах, касались ими краев блюда и клали их под платок. Затем усаживались все рядом и запевали песнь хлебу… Окончив пение, ломали хлеб и делили кусочки между собою. Эти кусочки завертывали они в рукав и спали с ним, чтобы пригрезились вещие сны» (А.В. Кубинцев).
Мистическое зеркало
Самое страшное гадание — ночное гадание с зеркалом. Девушка накрывала стол на два прибора в пустой комнате (в бане, на чердаке). Ровно в полночь садилась перед зеркалом, которое освещали две свечи, и говорила «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать».
Есть вариант гадания, когда два зеркала ставятся друг против друга, образуя зеркальный коридор, освещенный свечами. Суженый должен показаться в зеркале…
«Шли в пустую комнату, где стояло на столе зеркало с зажженными по сторонам свечами; гадающая девушка садилась пред ним и, загадывая, произносила: «суженый, ряженый, покажися мне в зеркале!» Зеркало начинало тускнеть, и девушка протирает его нарочно приготовленным полотенцем. Наконец суженый является и смотрит из-за ее плеч в зеркало; рассмотрев его черты, девушка кричит: «чур сего места!» и нечистый пропадает.» (А.В. Кубинцев).
«Там прислужливая бригадирша предложила третие и самое верное гаданье: в Васильев вечер, то есть накануне Нового года, в княгининой теплой кладовой, в самом верхнем этаже, накрыть стол, поставить на нем два прибора, три большие восковые свечи и зеркало, а невесте, севши за ним, загадать: суженый-ряженый, приди со мной ужинать, и кто покажется в зеркале, за тем и быть. Хотя это гаданье и не пугало княжны, но ей казалось неприличным идти перед полночью почти на чердак: притом и кастелянша, у которой ключ от кладовой, может сказать матушке… Если суженый покажется в зеркале, стоит только промолвить три раза: «чур меня!», легонько ударить по стеклу и он мигом исчезнет» (А. Шаховской «Нечаянная свадьба»).
В детстве я слышала страшилку о девочке, которая решила погадать ночью. Она увидела в зеркале гроб и умерла от страха. Оказывается, эту страшилку рассказывали еще в 19 веке. И в те времена тоже удивлялись — откуда известно, что девочка увидела в зеркале, если она умерла и не могла рассказать об этом.
Вот так эта история описана в позапрошлом столетьи:
«При этом рассказывался обыкновенно анекдот, как одна деревенская барышня захотела увидеть в зеркале своего суженого и как все необходимое для гаданья приготовила тихонько от всех в бане; она отправилась туда в полночь одна, стала смотреть в зеркало и, вместо суженого, увидела себя в гробу, упала без чувств и утром найдена была мертвою. Кто передал о том, что видела барышня в зеркале, если она была найдена мертвою? Этот простой вопрос никому не приходил в голову, но в истине анекдота никто и не думал сомневаться» (И.И. Панаев «Прошедшее и настоящее»)
О гадании с зеркалом в стихах.
Афанасий Фет
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди…
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
Гадание на картах
Рис. А. Веницианов
Другие гадания
Еще несколько способов гадания в 19 веке.
И городские девицы, как и деревенские, вечером и на ночь забавляются гаданьями. Обыкновенно берут несколько блюдец и накрывают ими пуговицу военную, штатскую, хлебные зерна, перо, а одно блюдце оставляют пустым. Девицы поднимают блюдца: которая откроет военную пуговицу, значит, выйдет замуж за военного, если откроет зерна — выйдет за помещика, если блюдце будет пустое — останется без жениха.
Затем бросают в стакан воды кольцо и смотрят туда, пока пред утомившимся зрением не промелькнет чья-нибудь фигура, по большей части того, о ком усиленно думают. («Гадания накануне Андрея Первозванного», 1888 год).
«…пели подблюдные песни; за каждой песнею вынимали из блюда вещи и, по значению песенных слов, гадали о судьбе той, чья вещь вынулась» (А.В. Кубинцев).
Закончить тему хочу мистической балладой В. Жуковского «Светлана». После прочтение которой задумаешься, что лучше не гадать.
Василий Жуковский
«Светлана»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Светлана
Рис. К. Брюллов
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Тёмно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи…
С треском пыхнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок.
Вестник полуночи.
Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»
Оглянулась… милый к ней
Простирает руки.
«Радость, свет моих очей,
Нет для нас разлуки.
Едем! Поп уж в церкви ждет
С дьяконом, дьячками;
Хор венчальну песнь поет;
Храм блестит свечами».
Был в ответ умильный взор;
Идут на широкий двор,
В ворота тесовы;
У ворот их санки ждут;
С нетерпенья кони рвут
Повода шелковы.
Сели… кони с места враз;
Пышут дым ноздрями;
От копыт их поднялась
Вьюга над санями.
Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.
Сердце вещее дрожит;
Робко дева говорит:
«Что ты смолкнул, милый?»
Ни полслова ей в ответ:
Он глядит на лунный свет,
Бледен и унылый.
Кони мчатся по буграм;
Топчут снег глубокий…
Вот в сторонке божий храм
Виден одинокий;
Двери вихорь отворил;
Тьма людей во храме;
Яркий свет паникадил
Тускнет в фимиаме;
На средине черный гроб;
И гласит протяжно поп:
«Буди взят могилой!»
Пуще девица дрожит;
Кони мимо; друг молчит,
Бледен и унылый.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Ворон каркает: печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Подымая гривы;
Брезжит в поле огонек;
Виден мирный уголок,
Хижинка под снегом.
Кони борзые быстрей,
Снег взрывая, прямо к ней
Мчатся дружным бегом.
Вот примчалися… и вмиг
Из очей пропали:
Koни, сани и жених
Будто не бывали.
Одинокая, впотьмах,
Брошена от друга,
В страшных девица местах;
Вкруг метель и вьюга.
Возвратиться — следу нет…
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Входит с трепетом, в слезах;
Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась;
И с крестом своим в руке,
Под святыми в уголке
Робко притаилась.
Все утихло… вьюги нет…
Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится…
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье…
Чу, Светлана!.. в тишине
Легкое журчанье…
Вот глядит: к ней в уголок
Белоснежный голубок
С светлыми глазами,
Тихо вея, прилетел,
К ней на перси тихо сел,
Обнял их крылами.
Смолкло все опять кругом…
Вот Светлане мнится,
Что под белым полотном
Мертвый шевелится…
Сорвался покров; мертвец
(Лик мрачнее ночи)
Виден весь — на лбу венец,
Затворёны очи.
Вдруг… в устах сомкнутых стон;
Силится раздвинуть он
Руки охладелы…
Что же девица?.. Дрожит…
Гибель близко… но не спит
Голубочек белый.
Встрепенулся, развернул
Легкие он крилы;
К мертвецу на грудь вспорхнул…
Всей лишенный силы,
Простонав, заскрежетал
Страшно он зубами
И на деву засверкал
Грозными очами…
Снова бледность на устах;
В закатившихся глазах
Смерть изобразилась…
Глядь, Светлана… о творец!
Милый друг ее — мертвец!
Ax!… и пробудилась.
Где ж?.. У зеркала, одна
Посреди светлицы;
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы;
Шумным бьет крылом петух,
День встречая пеньем;
Все блестит… Светланин дух
Смутен сновиденьем.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Тайный мрак грядущих дней,
Что сулишь душе моей,
Радость иль кручину?»
Села (тяжко ноет грудь)
Под окном Светлана;
Из окна широкий путь
Виден сквозь тумана;
Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Чу!.. в дали пустой гремит
Колокольчик звонкий;
На дороге снежный прах;
Мчат, как будто на крылах,
Санки кони рьяны;
Ближе; вот уж у ворот;
Статный гость к крыльцу идет.
Кто?.. Жених Светланы.
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он
В опыте разлуки;
Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты;
Соберитесь, стар и млад;
Сдвинув звонки чаши, в лад
Пойте: многи леты!
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Взором счастливый твоим,
Не хочу и славы;
Слава — нас учили — дым;
Свет — судья лукавый.
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется;
В ней душа как ясный день;
Ах! да пронесется
Мимо — Бедствия рука;
Как приятный ручейка
Блеск на лоне луга,
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
И еще — Мои мистико-приключенческие детективы
Гадания на суженого
Самыми популярными были гадания о будущем супруге. Узнать пытались всё: имя, внешность и возраст, богат он или беден, холост или вдовец, каков его характер, кто в семье будет главным, с какой стороны придет или приедет жених. Часто во время гаданий девушкам помогала пожилая опытная женщина, которая объясняла, как и что нужно делать, толковала знаки.
Александр Афанасьев описал гадания на будущего жениха, связанные с водой и огнем. Зажигали лучину, втыкали ее в бревно и смотрели, в какую сторону упадет пепел — с той стороны и явится жених. Обмакивали лучину в воду и потом зажигали — если быстро загорится, брак будет хорошим.
Берут несколько скорлупок грецких орехов, вставляют в них маленькие обрезки восковых свеч, зажигают и опускают в чашку, наполненную водою; каждая свечка пускается на имя одной из гадающих девиц. Чья свеча сгорит прежде, та девица скорей всех замуж выйдет, и наоборот; а чья свеча потонет — той девице умереть незамужнею.
<…>
Гадают еще так: собравшись толпою, бегут крестьянские девушки к реке или пруду, набирают в рот воды и спешат воротиться в избу, если удастся донести воду во рту, то жених посватается; а которая девица выпустит воду от испуга, кашля или утомления — той нечего и думать о женихе; воротившаяся прежде всех с водою — прежде всех и замуж выйдет.
Опасными считали святочные гадания с зеркалами — к ним не допускали юных девочек. Для ритуала устанавливали друг напротив друга два больших зеркала и освещали их свечами. Отражения образовывали длинный коридор. В комнате оставалась гадающая девушка и ее подруги, которым следовало молчать.
Девушка внимательно всматривалась в зеркальный коридор, в котором должен был появиться суженый. Верили, что образ супруга принимает нечистая сила, только самые смелые отваживались ворожить таким способом. Таким же «страшным» был обряд, когда жениха высматривали в водной глади.
Также на суженого гадали по снам: считалось, что душа в это время покидает тело и отправляется в потусторонний мир. Чтобы сон стал вещим, проводили особые обряды — вплетали в волосы травы, умывались водой из нескольких колодцев, ложились спать в одежде.
Под кровать или подушку клали гребень для волос, ключ или хлеб. Перед сном девушка произносила заклинание, например «суженый-ряженый, причеши меня» или же «приходи со мной ужинать». Считалось, что приснившийся человек и есть будущий супруг.
Гадательные книги
В деревнях предсказывали судьбу, погоду и будущий урожай по гадательным книгам. Они были в основном переводными и пришли на Русь из Византии и других стран в Средние века. Книги предсказывали засухи, нашествия насекомых-вредителей, хозяйственные и политические события.
Каждая была посвящена какому-то явлению. Тексты громника, например, толковали все по грому: апрельский сулил гибель пшеницы и голод в восточных странах, а осенний — междоусобные войны, но добрую зиму и полноводные реки. По лунникам предсказывали судьбу человека и погоду в зависимости от фазы луны.
Позднее на смену громникам и лунникам пришли популярные в народе лубочные издания, по которым также предсказывали судьбу и толковали сны. Гадали по ним с помощью жребия, для этого брали прутики с засечками или игральные кости. По количеству засечек или точек определяли номер изречения в гадательной книге, которое и становилось ответом на вопрос.
Однако самым популярным способом узнать судьбу долго оставалось гадание по псалтыри. Книгу раскрывали наугад и толковали первое слово и первый стих на странице как ответ на вопрос. Известен и другой способ: в псалтырь вкладывали записки с вопросами и ключ, а затем подвешивали книгу на палец человеку.
Как увидеть вещий сон
Сны, увиденные в период Святков, считались вещими. Но для надежности наши предки старались вещий сон «заказать». Сделать это можно было несколькими способами, все они просты.
Существовало несколько способов увидеть во сне жениха, но все они, по сути, идентичны. Под подушку прятался какой-либо предмет, после чего девушка приглашала жениха явиться к ней во сне, чтобы совершить действие с этим предметом. Призывался жених уже знакомым нашим читателям заклинанием: «Суженый мой, ряженый, приди ко мне…». Концовка зависела от спрятанного под полушкой или положенного у изголовья предмета:
- «волосы расчесать», если этим предметом был гребень, расческа;
- «к колодцу водицы испить, у меня ключа попросить», если под подушкой был ключ от колодца (подойдет даже игрушечный ключик, которым понарошку закрыт мини-колодец, сделанный из деревянных зубочисток и листа бумаги);
- «через мост перевести» (у изголовья клали прутик);
- «умыться и себя заодно показать» (зеркало и мыло);
- «подпоясать» (поясок).
Если девушке посчастливилось ночевать в доме, где ей до этого ночевать не приходилось, ей достаточно трижды произнести перед сном: «Ночую на новом месте, приснись жених невесте».
Были и заклинания, которые позволяли увидеть жениха (или вообще будущее) во сне в определенные дни недели.
- С четверга на пятницу. Под подушку клали три лавровых листа, на которых рекомендовалось написать имена: Ананий, Азарий, Мисаил. Перед сном трижды произносили заговор: «Четверг со средой, вторник с понедельником. Пятница одна – и я, молода, одна. Лежу на Сионских горах, три ангела в головах: один видит, другой скажет, третий судьбу укажет».
- С понедельника на вторник. Девицы под подушку клали круглое зеркальце и приговаривали «С понедельника на вторник я гляжу на подоконник. Кто мечтает обо мне, пусть привидится во сне». Вместо зеркальца можно было положить у изголовья еловую лапу. Тогда заклинание нужно было произнести другое: «Ложусь на понедельник, кладу в головах ельник. Приснись мне тот, кто думает обо мне!».
В любой день недели вещий сон можно было призвать заклинанием: «Темнота отражается в этом зеркале, свет отражается в нем. Пусть и отразится, и во сне мне приснится!». Под подушку, соответственно, нужно спрятать круглое зеркало.
На вещах из шкафа (комода) – на характер и социальный статус будущего мужа
В мешок, шкаф или комод клали различные предметы гардероба, преимущественно мужского. Обычно среди этих вещей присутствовали: юбка, штаны, трусы, свитер (кофта, пиджак), сорочка (рубашка), подтяжки, носки, шарф, шапка.
Помочь в гадании просили ребенка – мальчика или девочку лет десяти. Он становился спиной к шкафу, брал в руки какую-либо вещь и, не показывая ее, спрашивал: «Это чье?». Девушки наперебой кричали «Мое!». Какая сказала это слово первой, той и предназначалось предсказание. Ребенок показывал предмет, и оставалось расшифровать его значение:
- штаны – муж будет балагуром;
- трусы – бабником;
- шарф – слабым или неласковым в постели;
- подтяжки – солидным человеком или просто любящим поесть;
- галстук – богатым, уважаемым;
- кофта, пиджак – надежным;
- шапка – умным;
- сорочка – бедным.
Сегодня список вещей можно дополнить другими, заранее договорившись, какая что будет обозначать.
Существуют также ритуалы, позволяющие увидеть суженого во сне, на них мы остановимся отдельно.
По фигуркам:
Много маленьких капелек – к деньгам.
Воск лег полосками – в наступившем году предстоит много путешествовать.
Образовался веер – проблемы на рабочем месте, возможны конфликты с коллегами. Чем четче вырисовалось опахало, тем серьезнее будут проблемы.
Виноград – благоприятный знак, сулящий успех.
Очертания гриба – Вашему крепкому здоровью можно будет только позавидовать.
Фигура, похожая на дракона – одно из Ваших заветных желаний непременно осуществится.
Колокол – к вестям. Если его очертания ровные – новости будут хорошими, кривые – наоборот. Несколько колоколов – о чем-то будете тревожиться.
Звезда (одна или несколько) – в учебе и карьере вам будет сопутствовать удача.
Лист дерева – берегитесь, за вашей спиной плетут интриги.
Обезьяна – к предательству и лицемерным друзьям.
Разглядели штаны – в скором времени Вам предстоит сделать очень важный выбор.
Цветок сулит положительные изменения в делах сердечных, встречу суженого или счастливый брак.
Очертания человека – к появлению новых друзей.
Яйцо – признак новой жизни. Это может быть рождение первенца или перемена в жизни.
Правильная организация ритуала
Святочные гадания – вещь тонкая и капризная. Чтобы получить прогноз на свою жизнь, нужно было задавать вопросы уважительно и с соблюдением определенных правил. Во-первых, гадающая девушка должна на время отказаться от защиты исповедуемой религии. В древности снимали все обереги и амулеты; позже христианки перед гаданием снимали нательные кресты и выносили из помещения иконы (если они там были).
Во-вторых, для успешного гадания нужно снять с себя все, что представляет собой замкнутый круг: браслеты, кольца, обручи, шарфы, ремни. И вообще на теле должна быть максимально простая и свободная одежда.
В-третьих, длинные волосы распускались и избавлялись от лент и заколок.
И, наконец, обстановка: только свечи, никакого электричества, и полнейшая тишина. Все аппараты – телефоны, телевизоры, компьютеры – отключаются. Гадания на Святки (да и на любой другой день года) требуют полной сосредоточенности и не терпят отвлечений.
Стоило позаботиться и о своей безопасности. Ведь святые предметы (нательный крестик, иконы) уже не защищали гадальщицу. Поэтому девушки замыкали себя в круг. Он мог быть очерчен кочергой или ножом, лучинкой или свечой. Если в гадании участвовала целая компания, то девушки внутри круга сцепляли мизинцы с соседками.
Современные гадания
Современные девушки тоже не прочь погадать на Святки, но придуманные ими способы скорее забавны, чем таинственны и опасны. Для поднятия читателям онлайн-журнала «Красота в тебе» настроения, расскажем о некоторых из них.
- Гадание на мониторе. Девушка садиться перед выключенным монитором, ставит перед ним две свечи и смотрит вглубь экрана, пытаясь увидеть там своего суженого.
- Гадание на телефоне. Способ почти идентичен старинному гаданию на первого встречного – девушка звонит по первому попавшемуся номеру и просит ответившего ей мужчину назвать свое имя (так же будут звать ее жениха).
- Гадание на SMS. Девушка формулирует желание («Хочу того-то и того-то») или вопрос, оправляет сообщением на первый попавшийся номер. В ответном сообщении она должна получить пророческий ответ на волнующий ее вопрос. Если ответа не последовало, загаданное не исполнится.
- Гадание на телевизоре. Человек задает вопрос и включает телевизор. Первая услышанная им фраза и будет ответом.
- Гадание на переводчике Google. Гадание настолько необычное, что о нем стоит рассказать подробно.
- Откройте гугловский переводчик (онлайн).
- Выберите перевод с монгольского языка на русский.
- Убедитесь, что на клавиатуре включена русская раскладка.
- Установите курсор в левом поле.
- Задайте вопрос.
- Нажмите на букву «о» и подержите немного, потом тут же, не глядя и не думая, наберите несколько других букв.
- В правом поле прочитайте ответ (предсказание).
Вы удивитесь тому, насколько оно будет осмысленным и уместным. Баг это или запрограммированная разработчиками шутка – неизвестно, но это работает.
Сроки святочных гаданий
Попытки заглянуть в будущее наши далекие предки предпринимали задолго до того, как состоялось Крещение Руси. Понятия Святок тогда не существовало. Славяне были в то время язычниками, не знали ничего о таких важных событиях, как Рождество и Крещение Христовы.
После воцарения на Руси христианства традиция гадать осталась, но время гаданий приурочили к Святкам – периоду с Рождения Христова до Крещения Господня. Если пользоваться современным календарем, то сроки святочных гаданий начинаются в ночь с 6 на 7 января, а последний их день приходится на ночь с 18 на 19 января.
Раньше календарь был другим, и Святки начинались почти за неделю до Нового года – 25 декабря (Старый Новый год мы празднует с 13 на 14 января).
Церковь не одобряла (и по сей день не одобряет) гадания на Святки или в любое другое время, считая это большим грехом. С точки зрения христианства, человек наделен свободой выбора, и считать, будто его судьба предопределена, это все равно, что спорить с этой истиной.
К тому же для получения ответов на свои вопросы во время гаданий человек обращается не к Господу, а к нечистой силе, на контакты с которой ни одна религия не может дать добро. Но соблазн узнать будущее был настолько велик, что наши верующие предки решались нарушить церковные заветы, а грех они рассчитывали смыть крещенской водой в последний день Святок.
Вернемся к срокам святочных гаданий.
Наиболее точными и правильными считаются гадания на Васильев вечер – это ночь под Старый Новый год. В первый и последний дни святок гадать не рекомендуется: наши предки верили, что пытаясь заглянуть в будущее на Рождество и Крещение, можно «судьбу прогадать».
Наиболее точными считаются предсказания, полученные в полночь или в предрассветные часы. Если гадания происходят на сон, то в это время человек должен спать, иначе он может просто пропустить сделанное ему предсказание.
Читайте по теме:
Святочные гадания
Святочные гадания на Старый Новый год
Вареники на Старый Новый год с сюрпризом. Значение начинки-сюрприза
Когда надо колядовать, щедровать и посевать
____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift Enter или сюда.