О «святочных гаданиях» и картах / Православие.Ru

Почему сбываются святочные гадания?

О «святочных гаданиях» и картах / Православие.Ru

Обычно, когда говорят о святках, то имеют в виду время от Рождественского Сочельника до Крещения Христова, т.е. период с 6 по 19 января (по новому стилю). В этот период русские крестьяне – жители сел и деревень колядовали, отправляли различные обряды и устраивали самые разные игры. И святочные гадания были одним из вариантов веселого, интересного и даже таинственного святочного времяпрепровождения.

По-видимому, святочные гадания представлялись нашим предкам более информативными, чем гадания, осуществляющиеся в другие периоды: святки воспринимались как некое пограничное время, когда стирается граница с потусторонним миром, и, в результате, можно получить сведения, недоступные в течение года.

В основе веры в то, что святочные гадания сбываются, как, впрочем, и в основе веры в гадания вообще, лежит очень простое заблуждение: случайности не случайны, и, в частности, не случайны совпадения.

Давайте же вникнем в эту тему глубже.

Представьте, что у вас есть две игральные кости: допустим, одна из них – красная, а другая – черная. В одну из святочных ночей вы кидаете красную кость, и на ней выпадает «шесть». Вы запоминаете этот результат. Проходит время. Наступает весна. И вот в один из теплых апрельских дней вы кидаете черную кость, и на ней выпадает «шесть». Будете ли вы считать, что красная игральная кость предсказала поведение черной кости?

Понятно, что люди, верящие в гадания, подобны тем, кто скажет, что красная игральная кость предсказала поведение черной. Действительно, люди, верящие в гадания, не понимают, что совпадение того, что получилось в результате гадания, с тем, что после гадания случилось в реальной жизни, является совершенно случайным.

Читать про гадание:  Как правильно сделать расклад Ленорман на отношения

Разумеется, на святки никто не метал игральные кости, гадательные действия были куда более впечатляющими. Кстати, сам этот впечатляющий характер гадательных действий, конечно, вносил свой вклад в укрепление суеверных заблуждений наших предков относительно предсказательной силы святочных гаданий: легко поверить в эффективность сложной, многоступенчатой, долгой гадательной процедуры, в которой вытягивание жребия сопровождается групповыми песнопениями на языке, несколько отличном от бытового (так называемые, подблюдные гадания), или в предсказательную силу действий запретных и пугающих (так называемые страшные гадания).

Но главное отличие святочных гаданий от описанного выше метания красной игральной кости заключается даже не в этом.

Дело в том, что вероятность случайного совпадения того, что произошло в процессе святочного гадания, с тем, что произошло в реальной жизни, еще выше, чем в нашем примере с костями!

Почему?

Да потому, что результат гаданий гораздо менее точен, чем количество очков на игральной кости. Так, например, в одном из многочисленный вариантов святочных гаданий девушка кидает через ворота валенок, и считается, что куда показывает носок упавшего валенка, с той стороны и приедет жених. Понятно, что по азимуту это направление никто не определяет, поэтому вероятность того, что жених приедет примерно с той стороны, куда указал валенок, усиливается.

Да и само понятие «сторона» весьма растяжимо. Действительно, в одном направлении может находится множество сел, деревень, хуторов. Соответственно, и вероятность того, что сваты приедут именно с той стороны, куда указал носок валенка, многократно возрастает.

Это похоже на ситуацию, в которой вместо красной игральной кости вы подбрасывали бы монету, на одной стороне которой написано «четное», а на другой – «нечетное». В этом случае вероятность того, что удастся предсказать поведение черной кости стала бы выше, поскольку составляла бы уже не один шанс из шести, а три шанса из шести (один шанс из двух). Другими словами, выпади монета стороной с надписью «четное», «предсказание» сбылось бы и в случае, если черная кость выпадет гранью «шесть», и гранью «четыре», и гранью «два».

А вот еще пример. Известно, что одной из форм святочных гаданий было спрашивание первого встречного. В частности, сельские девушки святочной ночью спрашивали у первого встречного мужчины его имя и делали вывод, что их будущего супруга будут звать именно так. Но дело в том, что такое гадание имеет весьма серьезные шансы сбыться и без всякого влияния пограничного периода или вмешательства нечистой силы: мужских имен не так много, да и вероятность того, что первый встречный будет носить широко распространенное имя, выше, чем вероятность того, что его будут звать каким-нибудь редким именем. Другими словами, говоря упрощенно, первого встречного, скорее всего, будут звать Иваном, Петром, Федором, как и будущего супруга любительницы святочных гаданий.

Смотрите ли вы на тень на стене, отбрасываемую скомканной сожженной бумагой, вглядываетесь ли в яичный белок, вылитый в банку с водой, слушаете ли слова опытного предсказателя – вы всегда получаете нечеткий образ, допускающий самые разные трактовки.

Нечеткий образ, полученный в результате гадания, позволяет к тому же изменить толкование постфактум. Допустим девушка в святочную ночь вылила растопленный воск в молоко. Воск застыл в молоке в форме барашка. А весной в доме завели пушистую собачку. Девушка делает вывод, что гадание сбылось, просто она неверно интерпретировала результат гадания и увидела в застывшем воске барашка, тогда как там был именно щенок.

Это очень похоже на то, что с нами происходим, когда проявляется уязвимость нашего разума под названием «искажение задним числом».

Образы, возникающие в результате страшных гаданий в зеркале («суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать!») или в проруби при плохом освещении и в атмосфере страха и таинственности, тоже весьма нечеткие. Но, мало этого, данные образы еще и не могут быть объективно зафиксированы. Поэтому спустя какое-то время девушке будет казаться, что в зеркале или в проруби она видела именно того, кто к ней посватался. Это связано с тем, что наша память реконструктивна, а то, что мы вспоминаем, существенно корректируется под влиянием новой информации (подробности по ссылке).

То же самое касается и гаданий, в которых суженый-ряженый приходит во сне (к колодцу — воды напиться). Кстати, о том, что такое вещие сны, и о том, почему они сбываются, я подробно рассказывал по ссылке.

Вдобавок, и события, происходящие в жизни, которые, собственно, и пытаются предсказывать с помощью святочных гаданий, далеко не всегда также однозначны, как выпадение шестерки на игральной кости. Действительно, одно дело, если результатом святочного гадания стало «выйдешь замуж в этом году» (трудно трактовать слова «в этом году» расширительно), и совсем другое, если в процессе подблюдного гадания вам предсказали счастливую супружескую жизнь. Во втором случае вероятность того, что гадание «сбудется», гораздо выше, поскольку, во-первых, понятие «счастливое супружество» довольно растяжимо и, во-вторых, супружество длится долго, а потому вполне возможно, что счастливый период, если и не наступит сразу, то все-таки установится позже.

То же самое и с предсказанием богатства: четкую грань, сравнимую с гранью между пятеркой и шестеркой, провести между небогатой семьей и семьей богатой невозможно.

Кстати, такого рода слова и словосочетания, допускающие множество толкований, обожают использовать всякого рода предсказатели, экстрасенсы и ясновидящие. Подробнее о такого рода приемах вы можете прочитать по ссылке.

Нельзя не вспомнить здесь и о том, что святочные гадания зачастую предсказывают вещи, весьма отдаленные по времени. Например, долголетие. И правда: проверить правильность предсказания долголетия можно лишь спустя долгие годы.

Ну и в заключение нельзя не рассмотреть еще один механизм, лежащий в основе суеверной убежденности в предсказательной силе гаданий, любых, не только святочных. Речь тут идет о том, что человек, верящий в гадания, склонен трактовать результаты гаданий предвзято. Сбылось гадание – все отлично, гадания сбываются. Не сбылось – гадания в целом сбываются, а в этом случае просто что-то помешало.

Да и вообще человеческий разум больше склонен искать подтверждений, чем опровержений (подробности по ссылке). Это свойство нашего разума, кстати, не только способствует формированию и укреплению веры в гадания, но и мешает нам понять, что перед нами шарлатан.

Воду на мельницу этой предвзятости льют и суеверные рассказы о сбывшихся гаданиях: человек приступает к святочным гаданиям, будучи уже убежденным в их действенности. А вот о том, что судить по единичным случаям, да еще и не зафиксированным объективно (а именно о таких случаях идет речь во всех этих быличках про некую девку, которая в Васильев вечер нагадала себе богатого и красивого мужа, и это предсказание сбылось) об эффективности или вообще о существовании чего бы то ни было, мягко говоря, не стоит, наши предки, к сожалению, не знали. Впрочем, не догадываются об этом, к несчастью, и многие наши современники.

Еще по теме:

  1. Оккультное мышление
  2. Наивная проверка
  3. Иллюзия эффективности

Святочные гадания – 2022: можно ли верующим гадать на судьбу и почему это опасно

В Новом 2022 году уже начались Святки, которые продлятся до Крещения, а точнее, с 10 по 19 января. Люди верят, что святочные гадания помогут им познать свою судьбу, однако православная церковь отрицательно относится к такому занятию. Почему это может быть опасно – в материале Сиб.фм.

Святочное гадания проходят в промежутке между Рождеством и Крещением, это время создано для светлой молитвы и радости рождению Христа. Однако в дореволюционной стране люди предпочли веселье, распитие алкоголя, увеселительные колядки и гадания. С тех пор, в 18 веке порядочному дворянину было необходимо знать всю колоду карт наизусть, но совсем необязательно было знать богословие и читать Библию.

Гадание на картах: символика темных сил

Фото Святочные гадания – 2022: можно ли верующим гадать на судьбу и почему это опасно 2

Удивительно, но символика игральных карт содержит в себе множество дьявольских символов. Все четыре масти церковь относит к кощунственной символике:

  • Пики — порочат Евангельскую пику;
  • Черви — порочит Евангельскую губу на трости;
  • Крести — образ святого креста;
  • Бубны — злословят Евангельские четырехгранные гвозди — все эти символы в совокупности являются в Евангелии свидетельством искупительных страданий Христа;
  • Джокер — фигура непонятная, находится на высшей ступени карточной иерархии, всегда изображается в изломанной позе с шутовским колпаком на голове и с царским жезлом в руке, раньше на этом жезле красовался человеческий череп, сейчас его заменили тарелками;
  • Существует мнение, что слово «Туз» произошло от немецкого «Daus», что переводится как дьявол.

Фото Святочные гадания – 2022: можно ли верующим гадать на судьбу и почему это опасно 3

Церковь считает, что антихристы и оккультники используют православные святые символы в своих скверных целях, и, извратив их, перенесли в азартные игры. По видимым причинам гадание на картах особо осуждается православной церковью, так как карты — это символ дьявола.

К тому же, многие гадальные практики содержат в себе оккультные дьявольские знаки, которые многие маги и гадалки используют совместно с исковерканными текстами православных молитв, с изображениями икон и святой водой:

Фото Святочные гадания – 2022: можно ли верующим гадать на судьбу и почему это опасно 4

  • символ всевидящего ока (олицетворяет глаз Люцифера);
  • число зверя;
  • вызывание душ мертвых;
  • перевернутый крест;
  • пятиконечная звезда.

Несмотря на легкомысленное отношение народа к святочным гаданиям, по сути, они не отличаются ничем от обычной магии, которая запрещена православием. Это не может быть развлечением и увеселительным времяпровождением. Поклонение темным силам, пусть даже с развлекательными намерениями не помогут избежать беды, а наоборот, только привлекут ее.

Ранее Сиб.фм писал о пяти верных способах узнать судьбу и имя суженого. Святочные гадания в январе: когда можно начинать ворожить на суженого, а также стало известно о страшных предсказаниях болгарской ясновидящей.

Святочные гадания

О «святочных гаданиях» и картах / Православие.Ru— Как Церковь относится к святочным гаданиям? Можно ли верить в то, что выпало гаданием? На вопросы отвечает священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ. 

ЭТО ПОПЫТКА ЗАВЕСТИ ОТНОШЕНИЯ С БЕСОВСКОЙ СИЛОЙ

О «святочных гаданиях» и картах / Православие.RuНа вопросы отвечает священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ. 

— Как Церковь относится к святочным гаданиям? Можно ли верить в то, что выпало гаданием?

— К святочным гаданиям Церковь относится как к одной из попыток людей завести отношения с бесовской силой. Иисус Христос изгонял бесов из людей, потому что бесы, когда овладевают людьми, творят им многое зло. На эту тему давно и много сказано. Своим чадам, христианам, Церковь прямо запрещает заниматься подобными вещами, всех остальных, сторонних для нее людей, предупреждает, что подобные занятия опасны для жизни. В Библии достаточно мест, в которых встречаются запреты, где говорится и о том, как бесы враждуют с людьми, и о том, как относился к нечистой силе Христос, — читайте первоисточник.
Не лучше ли вместо гаданий проявить твердую веру, которая привлечет к человеку помощь Божию во всех делах его жизни? 

— Правда ли, что нельзя быть крестной матерью ребенку, если не замужем, или это просто народные домыслы?
Ольга

— Нет, такого ограничения в Церкви нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *