Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Всевозможные способы гаданий онлайн





































































































Гадание на бобах

Ещё один очень популярный вид гадания — раскидывание определённым образом разноцветных фасолин. Его давно практикуют цыганки и Турции, и балканских стран, и Великобритании. Из фасолин складываются сложные узоры, которые гадалка должна истолковать. Никто не знает, одинаковы ли приметы для такого гадания у турецких, сербских и английских цыганок, потому что они свято блюдут свои секреты.

Вместо бобов можно использовать для гадания и цветные камешки. Главное, чтобы они были примерно одинакового размера. В любом случае, скорее всего, полем для гадания будет круг, например, медное блюдо или начерченная на песке окружность.

Цыганка, гадающая на камешках турку. Как видим, при случае вместо подноса просто расстилали платок. Картина Фаусто Дзонаро.

Гадание на воде

Для того, чтобы гадать на воде, нужна свеча и (необязательно) бумажка. На бумажке пишут вопрос, сжигают в пламени свечи и стряхивают пепел в воду. По тому, как пепел ляжет на поверхности воды, толкуют ответ. С одной же свечой гадают не на конкретный вопрос, а на ближайшее будущее, капая растаявшим воском или стеарином в воду по капле тридцать три раза. Капли собираются в фигурки; надо понять, что напоминают их очертания: то, якобы, скоро в жизнь и войдёт.

Ворожея со свечой. Картина Ореста Кипренского.

Почему цыгане по всему миру гадают не одинаково? По той же причине, как и

, и для одних это будет красный плащ с капюшоном, а для других — пёстрые шаровары.

Текст: Лилит Мазикина

Гадание на картах

Восточноевропейские цыганки используют самые обычные игральные карты. Гадание может напоминать раскладывание пасьянса или вытаскивание карт по одной или по три из колоды с последовательным толкованием выпавших комбинаций. Например, в некоторых гаданиях шестёрка пик с королём червей означает разлуку с любимым. Традиционно самой зловещей картой считается, кстати, не туз пик, а пиковая дама.

Многие цыгане Западной Европы гадают на картах Таро. По легенде, именно у цыган учился легендарный таролог Папюс, немного изменив изначальные карты, исходя из своих представлений о том, как работает магия. Так, в цыганском Таро карты не были никак связаны с нумерологией и астрологией.

Цыганку с картами можно увидеть во многих странах Европы и Америки, но это будут разные карты. Картина Аркадия Пластова.

Цыганки восточной Европы предпочитали игральные карты. Картина Отоли Крашевской.

Цыганки Западной Европы раскладывали Таро. Картина Микеланджело Скотти.

Гадание на черепках

Довольно редким видом гадания является попытка угадать, что готовит судьба, по случайно разбившейся посуде. Но на этом виде гадания никогда не делали деньги, оно существовало у цыган Восточной Европы для семейного, так сказать, пользования. Как и их славянские соседи, цыгане верили, что разбитая случайно чашка или тарелка может быть знаком счастливых или несчастных перемен, вот и пытались угадать: ждать ли от судьба ударов или подарков.

Гадание по звёздам

Известно, что гадалки ещё в Византии ходили от дома к дому, предлагая свои услуги. А их мужья заклинали змей на площадях и… Прямо после представления обращались к зрителям: «Я вижу, что ты родился под хорошей звездой! Я могу сказать тебе твою судьбу!»

Как именно при этом происходило гадание, неясно. Астрологических карт цыгане не рисовали, но зачин всегда был про звезду — византийцы очень верили в астрологию. Возможно, цыганки смотрели линии руки и уверяли, что именно там звёзды оставили свои письмена судьбы.

Во времена Караваджо цыганки одевались ещё так же, как в Византии.

На полотнах эпохи Возрождения часто можно увидеть, как во время гадания участники обчищают друг другу карманы. Ворожба считалась таким же грехом, как воровство, и художники это символически подчёркивали. На картине Бартоломео Манфреди подруга гадалки обчищает клиента в то время, как товарищ клиента вытаскивает кошелёк у самой гадалки. Пока что все очень довольны. Цыганки одеты в византийский костюм.

Как гадали на картинах русских художников

По народным поверьям гадания особенно правдивы накануне зимних Cвяток — от cочельника (6 января) до Крещения (19 января). Пользуясь случаем, вспоминаем отражение этой темы в русской живописи — как именно изображали русские художники таинственные обряды гадания?

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

В западноевропейском искусстве гадалки и ворожеи появились в XVII веке, практически сразу после возникновения жанровой живописи. Своих «Гадалок» написали такие великие мастера эпохи барокко, как Караваджо (1600 год) и де Ла Тур (ок. 1625 года). Они использовали тему гадания в назидательных целях, изображая наивных людей, которых та же предсказательница и обкрадывала (на иллюстрациях видно, как гадалка ворует деньги из их кармана или кольцо с пальца). Вдобавок художники противопоставляли персонажей из разных социальных классов — нарядных богачей и нищих бродяжек, выписывая контраст драгоценных кружев с грязными обносками.

Когда в конце XVIII — начале XIX века жанровая живопись начала развиваться в Российской империи, тема гадания проникла и к нам. Самые ранние картины на этот сюжет многое заимствовали у европейских образцов. Так, учившийся в Риме живописец Василий Шебуев явно цитирует в своем «Автопортрете с гадалкой» те полотна, которые он видел в Европе. Недаром на герое надет огромный воротник, какие перестали носить лет двести назад — как раз тогда, когда творили последователи Караваджо. И гадалка, которая держит его за руку, как положено — цыганка, чья темная кожа контрастирует с его изысканно-бледным лицом.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Противопоставлением занят и Вильгельм Голике в своем полотне «Гадание у колодца»: бродячая цыганка с темнокожим младенцем, примотанным к спине, здесь общается с фарфорово-прекрасной селянкой и отроком с льняными волосами. Картину можно было бы принять за работу любого из западноевропейских мастеров того времени, если бы не русский сарафан крестьянки и мужик, заламывающий шапку на заднем плане.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Аналогична по трактовке и акварель студента Академии художеств Тараса Шевченко, будущего знаменитого поэта — только здесь девушка одета в малороссийский наряд.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Орест Кипренский также изображает за гаданием иностранку в национальном костюме, но картина посвящена совсем иному. Ею Кипренский открывает в русском искусстве тему гадания как символа общения с неведомым один на один, без посредников.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

В первой трети XIX века наше искусство — речь идет и о литературе — занимается активной адаптацией на родной почве иностранных приемов. Например, Василий Жуковский и переводит сказки братьев Гримм, и создает на их основе свои «русские народные». Балладу Готфрида Бюргера года про девицу Ленору, гадавшую на жениха, Жуковский переложил в 1813 году. Героиня меняет национальность и имя, антураж преображается с немецкого на русский. Произведение имело колоссальный успех и подарило нам изобретенное поэтом имя Светлана.

Романтическая, мистическая атмосфера гадания крещенским вечерком, созданная поэтом, вдохновила и художников — тем более что Светлана описана была как красавица. Эффект был таким сильным, что иллюстрация к Жуковскому стала, пожалуй, единственной картиной на «русскую народную» тему Карла Брюллова — гражданина мира и любителя полногрудых смуглых итальянок. Особого новаторства в изображении женщины в темноте со свечой и зеркалом нет — Жорж де Ла Тур в 1640 году так же написал «Марию Магдалину». Если не считать того, что русский народный костюм наконец получил полноправную прописку в высоком академическом искусстве.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

За любование народным бытом в отечественном искусстве того времени отвечал Алексей Венецианов, автор бесчисленных изображений крестьян за работой и отдыхом. Считать эти картины жанровыми трудно: слишком много в них романтизма и поэтичности. Но, в отличие от европейских живописцев, Венецианов не ощущал в крестьянском гадании ни аллегоричности, ни мистики. Для него это знакомая повседневность — он сам жил в деревне, а позже открыл школу живописи, куда охотно брал и крепостных. Его «Гадание на картах» изображает двух девушек, и карты для них — атрибут, а не намек на душевную драму.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

По тому же пути бытописательства идут другие «крестьянские» художники 1-й половины XIX века. Егор Солнцев пишет сценку о святочном гадании с помощью курицы (судьба гадающего зависит от того, подойдет птица к тарелке с деньгами, или к зеркалу и т.п.).

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Анонимный примитивист, автор картины из Русского музея, в сцене гадания противопоставляет юную красоту хитрости и старости.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Во 2-й половине XIX века знаний о прошлом страны и ее обычаях становится больше. «История» Карамзина перестает быть полной открытий. Картины о гаданиях обрастают деталями, почерпнутыми из книг и этнографических наблюдений. Интерес к региональным традициям отражается и в искусстве, появляется много картин с национальным колоритом, в том числе и про гадания.

Украинок за гаданием изображают киевлянин Николай Пимоненко и обосновавшийся на Харьковщине Иван Соколов.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 4Как гадали на картинах русских художников. Галерея 4

Выходец из польских дворян Генрих Семирадский посвящает работу ворожбе в Андреев день (13 декабря), причем в этом достаточно салонном произведении живописец использует стандартные штампы: тут вам и драматическая светотень, и скрюченная старуха, и нежные девы — причем опять контрастные, одна в декольте, другая в вышиванке, то есть барышня и служанка. А Константин Маковский за колоритными деталями отправляется в глубь веков — его картина про гадание с помощью той же курицы изображает явно допетровское время.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

На рубеже XIX–XX веков русская народная тема в искусстве приобретает сильный оттенок историзма, то есть «православия, самодержавия и народности». Исключение — модерн в «русском стиле», который творили Иван Билибин, Елена Поленова и другие художники круга Абрамцево и Талашкино, но там гаданиями не интересовались. Зато не забывают об этом обычае символисты и другие, увлекавшиеся соприкосновением двух миров — реального и потустороннего, а также любители красочных народных обычаев, правда — экзотических. Так возникает среднеазиатская трактовка сюжета у Павла Кузнецова и молдавская — у Павла Шиллинговского.

Как гадали на картинах русских художников. Галерея 5Как гадали на картинах русских художников. Галерея 5

А Врубель создает свою «Гадалку» под впечатлением от оперы «Кармен», то есть она у него цыганка, причем, очевидно, испанская. Любопытно, что Врубель пишет ее поверх заказного портрета одного из Мамонтовых, который попросту ему надоел — то есть отвергает деньги ради красоты и стихии неизведанного.

Происхождение карт. История Таро. Версии, гипотезы, предположения.

Социалистический реализм, хоть и благосклонен к крестьянской теме, суеверия отрицает, поэтому в ХХ веке в развитии сюжета наступает пауза. Под конец столетия становится свободнее: советские и российские мастера, заново открывающие для себя русскую историю, будто возвращаются в XIX век, следуя упоминавшемуся выше «историческому» подходу Константина Маковского. И только Константин Васильев, спорный, но самобытный, в своем «Гадании» больше интересуется потусторонним, поэтому его девушка со свечой почти также загадочна, как и брюлловская «Светлана».

Кофейная гуща

Хотя в наше время на кофейной гуще гадают во многих странах мира, пошёл этот способ от цыган Турции и Армении. Тут как с бобами: смотришь, какими фигурами лягут крохотные кусочки кофейных зёрен. Только перед тем сам кофе должен выпить клиент, чтобы, так сказать, «зарядить» гущу на свою судьбу.

Гадание по кофейной гуще очень популярно на Востоке, так гадают и цыганки тоже. Картина Бекира Устуна.

Происхождение карт. история таро. версии, гипотезы, предположения.

Происхождение карт, как для игры, так и для гадания, к сожалению, вызывает больше вопросов, чем ответов. А история Tarot на сегодняшний момент – это набор множества версий и гипотез, зачастую невероятных и противоречащих друг другу. С уверенностью можно сказать лишь одно, что об истории происхождения карт Таро доподлинно ничего не известно.

Документально первые упоминания о картах и карточных играх  появляются лишь в 14 веке. Однако большинство исследователей пришли к заключению, что история Tarot гораздо более древняя, чем принято думать. Учитывая, что в 14 веке карты были широко распространены, а колода уже представляла универсальную, логичную систему с включением архетипических образов, то доводы людей, изучающих историю Таро, в пользу более раннего происхождения карт не лишены оснований.

Предлагаю вашему вниманию замечательную статью о происхождении карт «Таро — шифровка из прошлого» Елена МОДЕНОВА, размещена с разрешения автора.

В последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается повышенный интерес к предсказательным системам Таро и практикам, в особенности, к картам Таро. Используемые для гадания карточные символы в течение веков завораживали людские умы и продолжают это делать до сих пор, каждый раз раскрывая свои новые и новые грани…

Их используют для предсказаний и медитаций, покупают для коллекций и игр, с ними работают психологи, к ним обращаются люди разных возрастов, профессий, материального достатка. В Таро есть что-то, вызывающее живой интерес. Обратимся же к их истории, затерянной в глубине веков.

Родина – Древний Египет

Самые ранние документальные свидетельства позволяют предположить, что Таро пришли в Европу из мусульманского мира где-то около 1375 года. Они использовались в Италии в карточной игре, которая носила французское название Les Tarots. Долгое время карты Таро применялись только для игры, и лишь в конце XVIII века с помощью их стали делать предсказания.

Колода Мантеньи. 1465 год
Колода Мантеньи. 1465 год

Колода Таро состоит из пятидесяти шести карт, известных как Младшие Арканы, и двадцати двух картинок, получивших название Старших Арканов. Первые письменные упоминания о Старших Арканах появляются лишь после 1445 года, которым датируются самые ранние из дошедших до нас карточных колод.

Хотя придворные и числовые карты Младших Арканов Таро несомненно связаны с игральными картами, которые остаются в ходу и по сей день, всё-таки можно предположить, что сами Таро гораздо старше.

Одна из гипотез гласит, что карты Таро возникли на основе египетских иероглифов, и что во времена фараонов Таро было собранием чеканных фресок на стенах тайного храма, на которых изображались важнейшие оккультные истины.

2Популярность «египетской» гипотезы происхождения Таро можно объяснить характерным в Европе для рубежа XVIII—XIX веков интересом к Древнему Египту. Поскольку культура Египта считалась одной из самых древних в мире, то эта теория получила очень широкое распространение.

Наследие Атлантиды

Согласно другой гипотезе, двадцать два Старших Аркана Таро представляют собой шифрованную запись вероучения монашеского ордена тамплиеров. Карты рыцарей-храмовников были предназначены для того, чтобы безопасно передавать знания, не вызывая подозрений у случайных свидетелей.

Также существуют предположения о том, что карты Таро попали в Европу из Азии благодаря цыганам; что их изобрели арабы, а в Европу доставили рыцари-крестоносцы; что Таро были изобретены в Индии и представляли собой древнейший аналог шахмат.

Некоторые исследователи утверждают, что Таро – это наследие Атлантиды и они имеют неземное происхождение. Однако, все эти гипотезы происхождения карт Таро крайне маловероятны и, скорее всего, являются просто красивыми мифами и предположениями.

3Основной дошедшей до нас старейшей колодой является колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней есть традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.

Эта колода датируется приблизительно 1450 годом. Она была изготовлена по заказу миланского герцога Висконти. Вообще, все первые колоды Таро рисовали известные художники, поэтому пользоваться такими картами могли только знатные люди.[su_spacer]

Карта из колоды Мантеньи
Карта из колоды Мантеньи

Также стоит отметить так называемую колоду Мантеньи, созданную примерно в то же время, что и колода Висконти-Сфорца. Колода состоит из 50 карт и не содержит Младших Арканов, поэтому она не подпадает под определение Таро, несмотря на сходство с некоторыми традиционными образами Старших Арканов.

Первое документальное упоминание об авторских колодах Таро относится к концу XIV века. Речь идёт о трёх позолоченных и разнообразно украшенных колодах карт, написанных художником Жакмьеном Григонье для французского короля Карла VI. За основу он взял цыганские карты и продал их королю за 50 су.

В Национальной библиотеке Парижа лежат семнадцать карт, приписываемые Григонье, хотя есть мнение, что они созданы в Венеции в XV веке.

С 1500 года начали появляться печатные колоды Таро, что вызвало волну популярности игры в народе. Многие подлинные исторические колоды Таро были созданы во Франции. И из них наибольшей известностью пользуется «Марсельское Таро», графика которого не изменялась с XVIII века.

В первых колодах 22 Старших Аркана играли роль постоянных козырей (кроме Шута, которым можно было играть вместо любой другой карты). Остальные 56 карт, четыре карточные масти Младших Арканов тогда, похоже, соотносились с четырьмя сословиями: мечи представляли знать, кубки – духовенство, монеты – купцов и горожан, а посохи – крестьян и слуг.

Карты Двора Паж, Рыцарь, Королева и Король условно обозначали четыре ранга аристократии в порядке увеличения власти. В дальнейшем масти назывались по-разному, пока с распространением карточного печатания не утвердились фигуры червей, бубен, пик и треф.

22 буквы иврита

Популярность Таро росла, что способствовало появлению множества эзотериков, имевших собственный взгляд на этот предмет.

Гермес Трисмегист
Гермес Трисмегист

В XVIII веке представитель французского масонства мыслитель Антуан Кур де Жеблен рассматривал отношение карт Таро к египетской культуре. В ходе обширного оккультного исследования он разработал гипотезу о связи между Таро и так называемой «Книгой Тота». Авторство этой книги приписывают легендарному Гермесу Трисмегисту – древнегреческому алхимику и магу.

В середине XIX века дело Кура де Жеблена продолжил другой французский оккультист, Альфонс Луи Констан (псевдоним Элифас Леви). Он разработал систему интерпретации карт Таро, в том числе и колоду Райдер-Уэйта.

Он же установил связь Таро и Каббалы (старинной еврейской мистико-магической системы), что до сих пор вызывает споры относительно истинных соответствий 22 Старших Арканов и 22 букв иврита, которые, согласно Каббале, являют собой слова, с помощью которых неведомый бог проявлял себя во Вселенной.

Знания о законах мироздания

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был Жан-Батист Альетт (псевдоним Эттейла), современник и ученик Кур де Жеблена. Он не увлекался “философским” аспектом символики Таро, а систематизировал и привёл в порядок систему гадания на картах. Именно он ввел понятие “прямая карта”, “перевернутая карта”, “бланка (сигнификатор)”.

6Продолжателем идей Элифаса Леви стал французский врач Жерар Энкоссе (псевдоним Папюс). В 1889 году Папюс издал книгу «Цыганское Таро», ставшую классикой Таро и окончательно сформулировал идею шифрованного карточного ключа для передачи знаний о законах мироздания в доступной и понятной форме.

Иллюстрациями к книге «Цыганское Таро» послужила колода из 22 Старших Арканов швейцарца Освальда Вирта, изданная в том же году. Таким образом, Вирт и Папюс положили начало особой ветви оккультной традиции Таpо.

Древо Жизни

В XX веке картами Таро вплотную занялись оккультисты из ордена “Золотой Зари”. Один из руководителей ордена Артур Эдвард Уэйт выпустил в 1908 году книгу “Ключ к Таро” и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовил новую колоду Таро, где Младшие Арканы были иллюстрированы, что облегчило понимание колоды. Благодаря этому новшеству колода Таро Уэйта завоевала весь мир.

Марсельская колода
Марсельская колода

Огромный вклад в Таро сделал и известный оккультист и мистификатор Алистер Кроули. Во время второй мировой войны он написал свою “Книгу Тота” и изготовил соответствующую колоду Таро. Его книга представляет собой фундаментальный труд, посвящённый символике Таро, а также их каббалистическим и астрологическим соответствиям.

Таро Тота основана на Каббале и отражает структуру Древа Сфирот – Древа Жизни, это эксклюзивная колода Таро, мистические образы которой воплотила художница леди Фрида Харрис.

Итак, история становления современного Таро фактически сложилось из появления двух колод: «Марсельского Таро» и «Таро Райдер-Уэйта». Первую колоду характеризует наличие символических рисунков только на Старших Арканах, вторую же – их наличие и на Старших и на Младших.

В некоторых ранних колодах содержится более семидесяти восьми карт, порядок их следования несколько раз менялся. Все известные колоды прекрасно оформлены, и каждую из них можно считать достойным, хотя и своеобразным произведением искусства. Более того, многие люди покупают карты Таро просто как миниатюрные картины, а не как гадальный инструмент.

8Сейчас в мире существует большое разнообразие Таро. Помимо «классики», в последнее время появилось большое число колод, которые направлены на изучение определенных сфер жизни и познания самого себя. Из всего вышеизложенного возникает вопрос: стоит ли людям обращаться за советом к картам Таро?

Конечно, стоит! С их помощью можно заранее продумать, проанализировать любую ситуацию прошлого, настоящего и будущего, что несомненного позволит избежать ошибок и сделать правильные выводы. Таро помогает увидеть пределы тех ограничений, которые мы сами на себя накладываем, и расширить наше восприятие реальности.

И, несмотря на то, что Таро предпочитает хранить свою историю под покровом тайны, у этой уникальной системы, есть своё настоящее и интересное будущее. Именно в наши дни Арканы Таро начинают раскрывать свой истинный потенциал, свою потрясающую способность отражать человеческие эмоции, современную психологию и жизненные ситуации, через которые проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни.

Елена МОДЕНОВА, таролог

Развенчание мифа таро

Хрустальный шар

Благодаря иностранным фильмам российский зритель уже привык к тому, что цыганки предсказывают своим клиентам будущее, заглядывая в прозрачный шар на подставочке. Правда, в былые времена считалось, что для гадания будет лучше, если шар будет не таким уж прозрачным, а со свойственными хрусталю иногда дефектами.

Цыганки-хозяйки гадательных салонов в России и бывшем СССР уже взяли этот способ на вооружение. Раз клиенту надо, то он и под хорошей звездой родится, и перед хрустальным шаром посидит. Всё равно основное гадание будет исполнено бабушкиным способом — по ладони или на картишках.

Легче всего предсказывать ближайшее будущее любителям выпить. Картина Эндрю Лумиса.

Читать про гадание:  8 (восемь) крести: значение карты в гадании и описание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *