Райан В.Ф. Баня в полночь. 4. Народные гадания

Введение

Помимо тех гаданий, которые детально описываются в других главах этой книги (и среди которых гадание по Библии и особенно по Псалтыри является, возможно, одной из древнейших и наиболее распространенных форм), существовало множество видов народных гаданий, не требовавших текстов или участия специалиста.

Они описывались этнографами, фольклористами и знатоками местных древностей главным образом в XIX веке и вплоть до 1920-х годов советского периода; интерес к ним вновь возникает в 1980-х годах. Характер ранних описаний заставляет усомниться в точности передачи деталей, но у них достаточно много общего, чтобы проводить сравнительный анализ.

Зачастую о древности описываемых практик, об их происхождении и распространенности на момент фиксации, об изменениях, которые они претерпели с течением времени, о том, кто и насколько серьезно ими занимался, в какой степени они сохранились, можно сказать немного.

Известные способы гадания очень многочисленны, число их местных вариаций тем более, так что дальнейшее изложение представляет собой лишь некую выборку, призванную охарактеризовать основные особенности русских народных гаданий.

Народные гадания в художественной литературе

Народные гадания того или иного рода упоминаются или описываются во многих произведениях классической русской литературы: у В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого. Гадают две наиболее популярные русские литературные героини:

Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Наташа Ростова в «Войне и мире». Можно сказать, что народные гадания и магия были необходимым элементом литературных описаний жизни деревенской России. Практики, описанные в русской художественной литературе, в общем соответствуют практикам из других, небеллетристических описаний (к которым они нередко восходят), в свою очередь укрепляя народные традиции.

Особую ценность литературным описаниям придает то, что они указывают, в какой степени эти практики считались приемлемыми в обществе и кем осуществлялись — мужчинами или женщинами, поскольку историки и собиратели фольклора в XIX веке занимались поисками материала по большей части не в аристократических городских домах.

Читать про гадание:  Выкатывание яйцом от порчи и сглаза

Вероятно, самый известный перечень русских народных гадательных практик содержит пятая глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, {154} в которой описано, как на Рождество молодые девушки пытаются узнать имя, внешность и прочее своих будущих мужей (IV). Героиня романа Татьяна «верила преданьям простонародной старины»; она знает, что предвещают сны, карты, луна, умывающийся на печи кот (V) и падающие звезды; она знает, что монах или заяц, перешедшие ей дорогу, — это дурное предзнаменование (VI); что растопленный воск и кольца в наполненном водой блюде могут предсказать судьбу (VIII), как и зеркало, которое она ночью кладет под подушку (X); что имя будущего мужа можно узнать, спросив имя у первого встречного (IX), и что его образ явится ей, если она в бане накроет стол на двоих (X); но более всего она полагается на любимую книгу — купленный у разносчика сонник Мартына Задеки (XXII-XXIV)3).

Райан В.Ф. Баня в полночь. 4. Народные гадания
К. Брюллов. Гадающая Светлана.{155}

Менее известна баллада «Светлана» старшего современника Пушкина В.А. Жуковского, написанная в 1808—1812 годах. Цитата из нее в эпиграфе к пятой главе «Евгения Онегина» дает понять, что Пушкин в известной мере пародировал Жуковского.

В «Светлане» деревенские девушки гадают в крещенский вечер: бросают за ворота башмаки, кормят курицу зерном, топят воск, кладут кольца и серьги в блюдо с водой, распевая подблюдные песни. Томящуюся от любви Светлану понуждают вынуть золотое кольцо из блюда с водой и петь:

Светлана объясняет, почему она тоскует, и ее убеждают сесть с зеркалом и свечой за накрытым на двоих столом: в полночь войдет возлюбленный и сядет рядом. Она выполняет это, но возлюбленный, явившийся, чтобы увезти ее, как обещает, к венцу, оказывается демоном, влекущим Светлану к ужасам, описанным в готических романах.

К счастью, оказывается, что она заснула и все это ей снится; девушка просыпается, является ее настоящий возлюбленный, и они живут счастливо. Банальная заключительная строфа уверяет нас: смысл баллады в том, что «несчастье — лживый сон; счастье — пробужденье».

Два этих поэтических произведения содержат, как будет показано ниже, вполне представительный набор народных гаданий, причем если социальный статус Светланы не определен, то Татьяна — дочь провинциального помещика (отставного бригадира) — находится хоть и не на вершине социальной лестницы, но все-таки очень далеко от ее основания.

Это же верно в отношении семьи Обломова в романе И.А. Гончарова5), а также круга средней и высшей аристократии в описании рождественского ряженья и гаданий в имении Мелюковых в «Войне и мире» Л.Н. Толстого (т. II, ч. IV, гл. 11).

Молодые девушки льют воск и смотрят «на тени выходивших фигур». Они слушают страшный рассказ старой девы-приживалки о гадании: одна барышня берет петуха и два прибора и «как следует» усаживается в бане; через некоторое время слышит приближающийся звон колокольчиков, входит офицер и садится с ней;

{156} надо бы задержать его разговором до петухов, но она оробела, стала закрывать лицо руками. «Офицер» пытается схватить ее, но барышню спасают дворовые девушки. Та же рассказчица объясняет, как истолковываются шумы, слышные из амбара. После праздника дочь графа Ростова Наташа и ее кузина Соня в своей спальне пытаются вызвать образ суженого при помощи двух зеркал и свечей.

Эти литературные описания достаточно точно представляют одну из наиболее популярных разновидностей народных гаданий — о будущем супруге. Хотя, судя по большей части описаний, к ним прибегают преимущественно девушки, работа А. Макаренко о сибирских практиках6) и мемуары А.А. Громыко, о которых пойдет речь ниже, показывают, что к подобным гаданиям обращались и молодые люди.

Гадания о предстоящем браке

В наше время, несомненно, чаще всего практикуются гадания о замужестве; они сохранились во многих областях России. Гадали, как правило, девушки, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж, имя жениха, его имущественное положение, холост он или вдовец, внешность или сторону, откуда он появится.

Участь незамужней крестьянки была незавидной, поскольку в экономическом и социальном плане ее рассматривали как обузу. Последнее гадание — о том, с какой стороны явится жених, — было особенно важным в условиях сельской общины. Оно могло указать на определенное лицо либо на другую деревню или город; в стране столь обширной, как Россия, они могли быть очень дальними, и это представляло предмет беспокойства14).

Наиболее подходящим временем для этого вида гадания были святки — двенадцать рождественских дней, описанные выше. Другим таким временем была троицкая неделя: русальная неделя, семицкая неделя, зеленые святки (см. ниже о предсказаниях по растениям).

Популярны были также гадания накануне Иванова дня (дня летнего солнцеворота)15), на Покров (1 октября ст. ст.) и св. Андрея (30 ноября). Чтобы свести гадание на нет и подорвать шансы соперницы на замужество, участницы одной рождественской вечеринки выходили и забрасывали метлу или мутовку на крышу дома, где проходила другая вечеринка (вечернее собрание девушек, которое обычно посещали парни, как правило, под предлогом совместного шитья или прядения, но также с целью поддержать сердечные привязанности).

В.И. Даль приводит длинный, хотя и не очень обстоятельный, список девичьих гаданий17), большая часть которых была в той или иной форме зафиксирована исследователями фольклора и местных обычаев. Я по большей части использовал материалы А.

Балова18) для Ярославщины, Д.К. Зеленина19) — для Новгородчины, М.М. Зимина20) и В. Смирнова21) — для Костромского края, П.С. Ефименко22) — для Архангельского края, М.И.

Иванова23) — для Тверского, Г.Г. Шаповаловой и Л.С. Лаврентьевой24) — для Поволжья, А. Макаренко25) и Р.П. Матвеевой26) — для Сибири, Н.Ф. Сумцова27) — для Украины, Л.И.

Минько28) — для Белоруссии. Из более общих работ назову АН. Афанасьева, А.Е. Бурцева, В.И. Даля, М. Забылина, И.П. Сахарова; на английском языке — У.Р.С. Рэлстона. Сообщения {160} этих писавших в разное время авторов неравноценны в том, что касается подробностей, достоверности и мастерства подачи сведений.

5.1. Гадание по форме вещества в жидкости. В канун Васильева дня растопленные олово, свинец, воск или яичный белок выливали в воду (иногда отмечается: в святую воду); предсказания делали в зависимости от того, какую форму принимали эти вещества29).

Видимо, так гадали представительницы всех социальных слоев, от крестьянки до царевны30), хотя можно подозревать, что для многих это была всего лишь светская игра. Джон Паркинсон, преподаватель из Оксфорда, посетивший Россию в 1792—1794 годах, наблюдал такую картину:

«У графа Головкина, чтобы предсказать судьбу, лили свинец — суеверие, которому всегда предаются в канун Нового года. С этой же целью использовали и воск. В этот же вечер они предаются и некоторым другим суеверным действиям, которые у нас можно наблюдать в канун дня св. Марка»31).

Следует отметить, что эта ученая беспристрастность несколько необычна для иностранного путешественника, пишущего о России, — слишком часто они с презрением или насмешкой описывали практики, которые были широко распространены и у них на родине.

Гадание на веточках

Для этого варианта предсказания древние язычники срезали по ветке березы, яблони, ольхи, сосны, дуба, рябины, ивы, боярышника, тополя и лещины. Все палочки должны были получиться одного размера (около 7 см). Каждую из них помечали, чтобы в процессе гадания было понятно, где какая веточка.

Палочки клали в стеганую сумку, сшитую собственными руками, перемешивали.

Затем гадающий вытягивал одну ветку и приступал к толкованию:

  • Береза. Придут вести, которые изменят вашу жизнь и отношение к миру.

  • Яблоня. Прислушивайтесь к интуиции, тогда счастье в замужестве само найдет вас.

  • Ольха. Настойчивость и здравомыслие принесут давно заслуженный успех.

  • Сосна. Будьте снисходительны к людям, следите за собой.

  • Дуб. Прислушайтесь к умным советам опытного человека, это вам поможет.

  • Рябина. Скрытое станет явным и принесет вам удачу.

  • Ива. Не стараясь, вы не добьетесь успеха. Приложите максимум усилий, и результат не заставит себя ждать.

  • Боярышник. Научитесь находить компромисс, иначе вам грозит разрыв любовных отношений.

  • Тополь. Не добивайтесь успеха хитростью, это выйдет вам боком.

  • Орешник. Время романтики. Разрешите эмоциям взять верх над разумом.

Гадания славян-народный фольклор

Райан В.Ф. Баня в полночь. 4. Народные гаданияИспокон веков человек не мог смириться с неизвестностью и искал объяснения происходящим событиям, а также способы предвидеть будущее. Предсказания — один из таких способов, берущий своё начало в обращении за советом к потусторонним силам. Гадания встречаются в культурах разных народов, от Древнего Египта до скандинавских племён.
У славян оно тоже пользовалось популярностью, им занимались различные жрецы, знахари, ведуны, колдуны, ворожеи. Художественная литература запечатлела не один пример гадания.

Особенно популярно это занятие было в длинные зимние вечера, когда чтобы скоротать время сенные девушки и боярыни пытались приоткрыть завесу тайн потустороннего мира и узнать грядущее. Многие способы предвидения будущего утрачены, поэтому в этой статье будут приведены несколько самых популярных.

Гадание по воску
Для этого гадания используют ложку, восковая свечу и ёмкость с водой. Отломив кусок воска от свечи, его кладут в металлическую ложку и нагревают над пламенем до полного растапливания. Дальше содержимое ложки одним движением выливают в воду и по застывшему воску определяют судьбу. Если она похожа на кровать — это к болезни, фигура юноши или девушки — к любви.

Гадание по теням
Ритуал проводится ночью во время святок (7–19 января). Чистый лист бумаги нужно скомкать и положить на перевёрнутую глубокую тарелку. Бумагу помещают между зажжённой свечой и светлой стеной, так чтобы на плоскости образовалась чёткая тень. На этом этапе появляется первый образ, затем листок поджигают и внимательно запоминают все силуэты, появляющиеся на стене. Их количество может достигать сорока.
Затем все фигуры собираются в одно предсказание и расшифровываются, при этом важно внимательно прислушиваться к собственным ощущениям и устоявшимся значениям символов.

Бросание башмачка
Это гадание предназначено для девушек, ищущих суженого. Им нужно выйти за околицу и левой ногой бросить башмачок. Носок покажет откуда ждать суженого.

Подслушивание.
В лунную ночь молодой девушке нужно прийти к закрытой церкви или часовне. Прислушавшись можно расслышать пение за упокой или звуки венчания. Это пение предсказывает смерть или замужество.

По книге
Сперва нужно найти толстую книгу, желательно духовного содержания. Затем следует загадать страницу с номером строки, и прочесть загаданное. Прочтенное и есть предсказание.

По щепке
Вначале следует записать на листочках бумаги предсказания — такие, как: свадьба, богатство и прочее. Эти листочки нужно закрепить на краях большой ёмкости с водой (хорошо использовать таз).
На деревянной щепке закрепляют огарок свечи и бросают, подожжённой, в середину таза. Если конструкция подплывёт к листочку бумаги — записанное сбудется, но если щепка потонет — загаданное не случиться, как минимум год.

Гадания славянских древних язычников на бобах

Как уже упоминалось выше, гадания у древних язычников были неразделимо связаны с их верой во множество богов. Очень распространена была ворожба о судьбе. Через такие предсказания узнавали о предстоящих событиях, о том, что нужно сделать и как поступать категорически нельзя.

Для процедуры гадания брали 41 бобовое зерно и рассортировывали по столу на девять горок следующим образом: сначала формировали три горки без пересчета. Затем из первой кучки брали четыре зерна и клали отдельно. Потом из нее забирали четыре, три, два и одно бобовое зерно, а последнее образовывало первую горку второго ряда.

Затем приступали ко второй кучке, состоящей из трех первых, и производили те же действия, что с первой. Остаток присоединяли ко второму ряду, формируя там вторую горку. После всех манипуляций древние язычники получали три кучки в первом ряду, в каждом по четыре бобовых зерна.

Вторая линия складывалась из тех горок, где зерна отсчитаны по четыре. И все эти бобы раскладывали случайным образом на три кучки. Затем образовывали третью линию, не считая, а просто разделяя остатки от первых линий на случайные три горки.

В момент расклада древние славяне, которые были язычниками, повторяли про себя следующие слова: «Желаю», «Надеюсь», «Исполнится». Горка в середине первой линии у прорицателей называлась головой, третья – рукой. Во второй линии средняя кучка именовалась сердцем. В третьей линии третья горка именовалась ногой.

Перечисленные кучки относили к самым важным, и в процессе предсказания откладывали ту из них, которая наиболее соответствовала причине гадания:

  • Горка «Голова» содержала ответы о темпераменте, таланте, разуме.

  • Горка «Рука» давала представление о доме, достатке и нищете.

  • Горка «Сердце» предсказывала веселье или грусть, романтические привязанности и расставания.

  • Горка «Нога» давала ответы на вопросы о странствиях, отправлениях в путь-дорогу, посланиях и новостях.

Древний язычник-прорицатель в первую очередь обращал внимание на количество бобов. Если число в горке четное, то прогноз был позитивный. Нечетное количество предсказывало неудачу.

Окончательный вывод гадающий делал на основании количества зерен в первой кучке той линии, к которой относился вопрос. Например, в горке, где был ответ, – нечетное число бобов, а в первой кучке этой линии их парное количество. Это означало, что в деле будут проблемы, но в итоге боги древних славян окажутся на стороне обратившегося за помощью, и окончится все благополучно.

Гадания язычников на древних славянских рунах

Таблички со знаками, или руны, были очень популярны среди древних язычников, в том числе и среди древних славян. Славянские руны так и называли – языческими. По легенде, они являлись даром одного из богов. Но кому же поклонялись язычники древней Руси?

Единого бога у славян не было. Каждое племя имело разных идолов, хотя были и общие для всех. К последним относились Перун, Велес, Лада, Сварог и Макошь. Именно Велес (бог богатства, скотоводства, бог мертвых) подарил язычникам руны. Само слово «руна» с англо-саксонского переводилось как «тайна» или «секрет».

Таблички с символами язычников Древней Руси были тесно связаны с магией. Знаки высекались на оружии и вышивались на одежде для защиты от темных сил. Из рун формировался латинский и греческий алфавит. Свое руническое письмо было и у славян. Современные гадатели используют знаки в качестве магических символов, отвечающих на вопросы.

Каждая табличка, в зависимости от контекста, обозначала звук, букву, слог, а часто и целое понятие. До нас дошло всего 18 рун древних язычников, хотя ученые предполагают, что их было гораздо больше.

Существует много вариантов гаданий с использованием символов. Вот некоторые из них:

1. Крик ворона.

Это простой вариант гадания на языческих рунах с применением всего одного символа. Значение выпавшей таблички и будет предсказанием будущего.

Для гадания древние славяне, которые были язычниками, раскладывали руны «рубашкой» вверх и выбирали одну случайным образом. В этом способе предсказания символ имел единственное толкование, поэтому процесс ворожбы был достаточно простым.

Объяснение рун древних язычников по гаданию «Крик ворона»:

  • Треба – означает жертвенность и убытки.

  • Сила – бесстрашие и воля, подходит для устремленных к цели.

  • Исток – застой в предчувствии грядущих изменений.

  • Мир – успокоение и умиротворение.

  • Уд – вдохновение и сотворение, физическая близость.

  • Опора – род и стабильность.

  • Перун – избавление от ветхого и бесполезного, большие изменения в судьбе, гадающему потребуются воля и целеустремленность.

  • Рок – неизбежность предстоящих событий.

  • Нужда – ограничение и стеснение, ненужные обязательства.

  • Крада – обличение и разоблачение, раскрытие истинных мотивов.

  • Радуга – путь удачи.

  • Есть – символ природы, оптимизм и единение с миром.

  • Даждьбог – активность и мощь, дарованные богами.

  • Леля – символ весны и надежды, рождения нового. Предсказывает начало следующего периода в жизни.

  • Ветер – проигрыш и серьезные препятствия в исполнении желаний.

  • Алатырь – незыблемая истина, связывает время воедино.

  • Берегиня – рождение новой жизни, воспитание детей.

  • Чернобог – соблазны, победа зла над добром.

«Крик ворона» считается простым вариантом расклада рун. Но эти символы язычников Древней Руси имели так много толкований, что даже пояснение такого легкого предсказания требовало огромных знаний.

2. Посох Велеса.

Данный расклад назывался еще просто «Велес» по имени одного из богов, кому поклонялись язычники древней Руси. В момент начала предсказания задавали вопрос, на который можно было ответить «да» или «нет», и вытаскивали три таблички. Язычники Древней Руси толковали символы исходя из значений большинства знаков.

Гадающий должен был обратиться к собственному сознанию в момент определения вопроса. Древние славяне были язычниками и верили в силу подсознания, которое знает все ответы, так как общается с сущим Миром. В процессе раскладки рун древний язычник – гадающий – должен довериться интуиции и действовать, не опираясь на разум.

Руны германских язычников

В племенах германских и скандинавских народов также были распространены руны. Использовались они для предсказаний и колдовских ритуалов. Вот основные варианты раскладов древних язычников-скандинавов.

1. Гадание на круге.

Это древнейший вариант расклада, который существовал с момента возникновения табличек с символами. В современном мире он не пользуется популярностью. Вариантов изготовления рун было несколько: они могли высекаться на камнях или костях, наносились на карты.

Принцип чтения был таким: сначала толковались верхние символы, потом нижние, за ними расположенные слева и в последнюю очередь те, что справа. Одна руна могла упасть на другую. В этом случае нижняя табличка – это проблема, а верхняя – ее решение. Такой вариант расклада называли «Рука Судьбы».

2. Зодиакальное гадание на рунах.

В этом варианте гадания древние язычники выкладывали 24 таблички парами «рубашками» вверх. Толкование проходило по 12 зодиакальным созвездиям и 12 домам гороскопа. Чистую табличку могли убирать, тогда 25-я вытянутая руна помещалась в центр и символизировала результат всего гадания. Выкладывать и открывать символы нужно было, начиная со знака зодиака человека, обратившегося с вопросом.

Табличку знака Овен и первый дом гороскопа располагали справа или слева у края. От этой руны древние язычники раскладывали все остальные знаки по указанному ниже принципу и против часовой стрелки.

  • Овен: индивидуальность и ее таланты, унаследованные черты характера.

  • Телец: первоисточник прибыли и расходы.

  • Близнецы: родня и приятели, недалекие странствия.

  • Рак: вотчина, родня, бракосочетание, родоначальник.

  • Лев: ребенок, творчество, наслаждение.

  • Дева: заболевания, ежедневные хлопоты.

  • Весы: товарищ, общественные отношения, родня.

  • Скорпион: гибель, физические удовольствия, колдовство.

  • Стрелец: набожность, метафизические убеждения, долгие странствия.

  • Козерог: призвание, удача в работе, мать.

  • Водолей: исполнение желаний.

  • Рыбы: скрытые взаимоотношения, заболевания, увлечение магией, последствия поступков.

3. Крест стихий.

Достаточно сложный ритуал. Древние язычники его применяли, когда в проблеме были задействованы несколько фигур, и решение вопроса находилось не только во власти гадающего. В предсказании использовали пять табличек с символами, и располагались они так:

  • Руна № 1 – прошлое, которое стало причиной сегодняшней проблемы.

  • Руна № 2 – настоящее. Символ описывал ситуацию или отображал эмоциональное состояние гадающего.

  • Руна № 3 – будущее, результат при бездействии.

  • Руна № 4 – покровительство от других людей, которое гадающий мог бы получить.

  • Руна № 5 – факторы проблемы, которые невозможно поменять. С ними нужно смириться. Если принять неизменные факторы проблемы и покровительство (руна № 4), то итог ситуации может стать выгоднее, чем виден по руне № 3. Нужно сконцентрироваться и просить помощи у знаков.

Фокеев а.л.: неиссякаемый источник. устное народное творчество. русские народные гадания. рождественские святки

Приглашаем посетить сайт

Русские народные гадания. Рождественские святки

Большое место в новогодней обрядности занимали гадания. Гадали о женитьбе-замужестве, о будущем урожае и о дальней дороге, о жизни и смерти. Гадания были разнообразные: загадывали сны, приносили птиц и животных.

Русской народной традиции известна не одна сотня способов гаданий на святки. В крестьянском сознании возникали вопросы:

– Когда девушка выйдет замуж – в наступающем году, в последующие годы, не выйдет никогда?

«Слушают под церковным замком: если подслушивают пение: “со святыми упокой”, то это предвещает смерть; если услышат что-нибудь свадебное, то в том же году выйдут замуж. Берут скорлупы грецких орехов, режут восковые свечи на маленькие кусочки, вставляют в скорлупы, пускают плавать в чашку, наполненную водою. Потом каждая из девушек зажигает свечки своей скорлупы. Здесь замечают: которая потонет, та умрет незамужнею; у которой скорее сгорят свечки, та прежде всех выйдет замуж; а у которой будет гореть долее всех, той не бывать замужем».

«Самые отчаянные девушки выходят в лунную ночь на реку послушать в прорубь. Нянюшки стелют воловью шкуру. Девушки садятся слушать и смотреть в воду. Которая выйдет в этот год замуж, та увидит своего суженого в воде точно в таком наряде, в каком он придет на сговор; которой же сидеть в девках, та только услышит один стук из воды».

– Как будут звать мужа?

«Собравшись все вместе, в один дом, девицы выходят на улицу: здесь каждая из них должна спрашивать об имени первого встретившегося ей человека, … таким именем будет называться их суженый. Это самое окликание производится под Новый год; девушки тогда выходят на перекресток с пирогом».

«Вывешивают за окно ключи, щетку. Кто из проходящих их пошевелит, спрашивают его: “Как звать?” Думают, что этим именем будет называться суженый».

– Каков будет муж (его внешность, возраст, характер, достаток, семейное и социальное положение)?

«Ходят в темноте в дровяной сарай, берут полено из поленицы и потом в покоях смотрят: если оно гладкое, то муж будет хороший; а если кому попадется суковатое, особенно с трещинами, то он будет дурной и сердитый».

«Выводят из конюшни лошадей через оглоблю. Если которая зацепит оглоблю ногами, то муж будет сердитый; если же перескочит через нее, то муж будет тихий и смирный».

«Снимают с насести кур и приносят в горницу, где заранее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то будет нищий».

«После подблюдных песен выносят воду на двор, и каждая из девушек, отливая несколько этой воды под верею, берет в горсть снегу. Приходя в покой, смотрят: какого цвета снег, таков будет и суженый».

«Девушки выходят на двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: “Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!” В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого, толстый – вдовца».

«Берут вечером, впотьмах, с кудели пряжу, начесывают на гребень и спускают за окно. Пред сном смотрят: какие волосы на гребне, такие будут и у суженого».

– Как увидеть суженого во сне?

«Сбирают из прутиков мостик, кладут под подушку. Девушка, ложась спать, говорит: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост”. Суженый является во сне и переводит за руку через мост».

«Кладут под подушку гребенку, говоря: “Суженый, ряженый! Причеши мне голову”. Суженый является во сне и чешет голову».

«Берут наперсток соли, наперсток воды, смешивают и едят. Ложась спать, девушка говорит: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст”. Суженый является во сне и подает пить».

«Кладут под подушку четырех королей и говорят: “Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне”. Суженый снится во сне, в виде какого-нибудь короля».

– Куда выйдет замуж?

«Выходят к забору и говорят: “Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок”. В которой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет жить замужем. Если лай раздается близ дома, то это показывает, что отдадут замуж не в дальнюю сторону; если же лай будет тихий, едва слышный, то будет выдана замуж на чужую сторону».

«Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят сами на улицу и смотрят: в которую сторону он обращен носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит обращенный к домашним воротам: в этот год не быть ей замужем».

– Каков будет наступающий год для семьи?

«Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если заметят сидящих за столом с головами, то предвещают себе, что в будущем родные все будут живы; если же видят без голов, то думают, что они скоро все вымрут». 3

Святочные гадания – неотъемлемый элемент народной духовной культуры и вместе с тем плод народной фантазии, о чем можно судить, в частности, по рассказу крестьянки Евфросиньи Рябых из Орловского уезда, раскрывающему суть обряда гадания и передающему душевное состояние и эмоциональное напряжение гадающей девушки:

«… Задумала суженого вызвать – страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головашки и сказала: “Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать”. – Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет – ажно у меня голова затрещала. Я как закричу… Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: “Чего ты, Апрось, закричала?” – Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери – не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать – лупцует да приговаривает: “Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей”. Мать бросилась было отнимать – и матери досталось через меня. Легла я после того на постелю, дрожу вся, как осиновый лист, и реву потихоньку: испугалась, да и отец больно прибил. А утром, только я поднялась – вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей наземь – вся земь усыпана моими висками. Вот так “он” меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось – всю почти суженый выдернул». 4

Во время гаданий исполнялись подблюдные песни, получившие свое название от способа гаданий. В глубокое блюдо (чашу) наливалась вода, в нее опускались украшения (кольца, серьги), затем блюдо накрывалось платком. Исполнявшиеся после этого песни сулили участникам гаданий, чьи украшения вынимались из-под платка в конце пения, богатство или бедность, замужество или девичество, разлуку, смерть и т. д. Особая песня-слава посвящалась хозяину дома, его семье, предвещала богатый урожай хлеба, приплод скота, долгий век.

Катилося зернышко по току,
Слава, ладо мое!
Прикатилося к вороху,
Слава, ладо мое!
Кому вынется, тому сбудется,
Слава, ладо мое!
Хорошему не минуется,
Слава
Летет соловей через житенку,
Несет соловей жита горсточку,
Ладо даду!

Кому мы поем, тому честь воздаем!5

Поэтические образы большинства подблюдных песен возникают на основе конкретных представлений об источниках благополучия крестьянского хозяйства как реалистическое описание желаемого события.

Во время новогодних праздников исполнялись особые песни – колядки. «Свое название они получили по имени мифологического персонажа Коляды. Это не только загадочное, но и могущественное существо. От его имени колядовщики6– живое существо. Ее зовут, встречают, оказывают ей почести. Ее и боятся. Все это дает основание видеть в ней олицетворение могучей и одновременно злой силы, очевидно – Зимы». 7 – обрядовую пищу, которая имела магическое значение: «коровки», «козульки».

Наименования русских новогодних песен различны: их называют коляда, овсень, виноградье. Названия песен даются по припеву, имеющему форму восклицания: «Коляда, ой, коляда!» Так же кличут овсень. Колядка состоит из художественных элементов, которые существуют отдельно и объединены друг с другом:

Коляда, коляда!
Пришла коляда накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали коляду святую

Нашли коляду у Петрова-то двора.
Петров-то двор – железный тын,
Середи двора три терема стоят,
Во первом тереме светел месяц,

А в третьем терему частые звезды.
Светел месяц – Петр сударь свет Иванович,
Красное солнце – Анна Кириловна,
Частые звезды – то дети их.

На долгие веки, на многие лета восклицание. 8

Эта величальная колядка наполнена поэтическими образами, восходящими к магии, к элементам древних культов. Поэтически осмысляется железный тын как своеобразная крепость, противостоящая святочному обряду разрушения избы, ломания ворот, символизирующими несчастье в этом доме. Уподобление хозяев солнцу, месяцу, звездам является высшей формой величания и пожелания благополучия.

Новогодние праздники сопровождались игрищами, разыгрыванием сценок, исполнением хороводных и плясовых песен. Характерной приметой праздников было ряжение – переодевание в различные одежды лиц разных сословий, а также в животных и птиц. Приход ряженых был большим праздником для народа.

Примечания.

5. Библиотека русского фольклора. Обрядовая поэзия. — М., 1997. Кн. 1. Каледарный фольклор. — С. 292

6. Колядовщики — исполнители песен-колядок

7. Круглов Ю. Г. Русская обрядовая поэзия // Библиотека русского фольклора. Обрядовая поэзия. — М., 1997. Кн. 1. Каледарный фольклор. — С. 9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *